Найти в Дзене
Музей КАМАЗа

Автомобиль КАМАЗ для ребятишек.

Как известно, в 1980-х годах на КАМАЗе выпускали не только грузовики, но и товары народного потребления (ТНП) – наборы инструментов, хозяйственные сумки, офисную мебель, наборы для кухонь и ванн, офисные стулья, запасные части для «Жигулей» и к мотоциклу «Днепр», глушитель для «Москвича». Кульминацией выпуска товаров народного потребления стало появление легкового автомобиля, известного всем сегодня под названием ОКА.

О ТНП КАМАЗа можно рассказывать очень долго. В Музее КАМАЗа хранится много фотографий по тому или иному товару. Некоторое время назад рассказывал о карте «Пионер» здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/nemnogo-o-kamazovskom-karte-pioner-5fc4d06d63d57404154a30cf

При производстве ТНП не забывали камазовцы и про дошколят. Сегодня я расскажу вам о педальном автомобильчике, который иногда называли «Камазёнок», а иногда - детским картом «КАМАЗ».

-2

Этот карт предназначался для ребят дошкольного возраста. Его масса была около 10 килограмм. Автомобильчик представлял собой безкузовную конструкцию, состоящую из трубчатой рамы, рулевого механизма, передней оси, колёс и педального приводного устройства. Присутствовал звуковой сигнал.

-3
-4
-5
-6

Производили этот автомобильчик на автосборочном заводе. Планировалось, что в год будут выпускать 5 000 картов, и в 1985-1986 годах на КАМАЗе действительно собирали их до 500 штук в месяц. Вот как об этом писала газета «Рабочий КАМАЗа» от 10 мая 1986 года.

-7
-8
-9
-10

Одно время этот автомобильчик демонстрировался в выставочном зале Музея трудовой славы КАМАЗа.

-11

Были и другие варианты.

Внизу фотографии автомобильчика ВИРАЖ.

Об истории появления этого автомобильчика рассказывает Бабиков Юрий Анатольевич - инженер-конструктор УКГ КАМАЗа: «Но не только автомобилями приходилось заниматься. В те годы от заводов требовали, а, по сути, - насиловали, чтобы они осваивали производство товаров народного потребления, причем опять же за счет «внутренних резервов», без материального обеспечения, из отходов производства. На рубль товарной продукции выпускать еще столько же товаров народного потребления. Без материалов? Из отходов? Это вообще походило на издёвку, или сумасшествие, тем не менее, «умные» партийные органы требовали именно так. Дескать, они о народе «заботились».

Вот и принёс Главный конструктор по автомобилям два детских 4-хколёсных автомобильчика, один зеленый, - японский, а второй оранжевый, - производства нашего литейного завода. Это и были те самые ТНП. Литейщики пытались японский автомобильчик скопировать, да неказисто получилось, размеры те же, но вместо 7 кг, как у японцев, весил 12 кг, и ничего не крутилось! Поставил их на мой стол: - задача облегчить, и чтоб крутилось всё!

Я не стал с ними возиться, а просто взял японский автомобильчик, и отнёс его в детский сад, - как на нем наши дети кататься будут? Попросил дать автомобильчик детям разных возрастных групп, измерил антропометрические параметры детишек, и выяснилось, что японский автомобильчик нашим детям маловат! Даже в 4-хлетнем возрасте проблемы начинались, а о 7-летнем возрасте и говорить нечего! Оптимально пришёлся детям 3,5 летнего возраста! Ну, куда такое? Слишком маленькими японские детишки оказались, чтоб ихние игрушки, да нашим детям! Не годится!

Рассчитал оптимальные геометрические параметры нового автомобильчика, чтоб наши детишки от 4-х до 7 лет на нём ездить могли. Да вместо жестких пластмассовых колес, как у «японца», поставил надувные шины от лыжероллеров. Оптимизировал конструкцию. Автомобильчик получился лёгким, всего 5,7 кг, лёгким и мягким на ходу, и детишки на нём с удовольствием ездили. Да что детишки?! Главный конструктор по автомобилям на нем в шутку по проходу в конструкторском зале проехался под аплодисменты конструкторов!

Потом ко мне подходят ребята из соседнего КБ, и говорят:

- Юра, а ты знаешь, что из-за твоего автомобильчика дизайнеры подрались?

- Как?

- Да они провели его дополнительную художественно – конструкторскую разработку…

- А чего ж там дорабатывать? Конструкция оптимизирована, из неё и так «выжато» всё, что можно.

- А они там ничего и не дорабатывали, а просто взяли твой автомобильчик, прилепили к нему табличку с надписью «Вираж», дескать, художественно- конструкторская разработка, и на ВДНХ отправили, как образец новых товаров народного потребления КамАЗа. Им за него серебряную медаль прислали, вот за неё они и подрались, кому отдать?

-М-да… Если бы сами делали, то знали бы, кто сделал, драться мысли бы не возникло. А тут, ворованное делили, вот и подрались! Ворованное никогда никому пользы не приносило, вот жулики сами себя сразу и наказали! Поделом!»

Внизу фотографии автомобильчика СТАРТ.

Но выпуск детского педального автомобильчика вскоре был прекращён по разным причинам. В том числе и из-за низкого качества производимой продукции. Известно, что Вольский Аркадий Иванович – заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС (1985-1991) во время своего выступления на собрании партийно-хозяйственного актива КАМАЗа в начале 1987 года вот высказался об этом автомобильчике:

-15

«Купил внуку мини-карт с камазовской маркой. Малыш отъездил на нем ровно 15 минут, карт сломался. Приобрел второй – опять поломка, снова отвалилось седло. Я узнал, «Детский Мир» вернул вам 141 карт из 150. А продавец так и сказал: «Это КАМАЗ делает»…

Детский педальный автомобильчик производился в то время, когда генеральным директором КАМАЗа был Фаустов Василий Алексеевич.

Когда же в 1987 году КАМАЗ возглавил Бех Николай Иванович, то проект детского карта был прекращён. На повестке дня стояли задачи поважнее, чем выпуск детского автомобильчика, а именно модернизация производства под выпуск автомобилей КАМАЗ с новой кабиной, так называемый «Проект-88», организация производства под массовый выпуск ОКИ, разработка мини-тракторов К-20 и многое другое.

Но обо всех этих делах расскажу позже…