Найти тему
Remont1969

Итальянские броневики. Часть 8. FIAT Terni Tripoli. 1918. Первый прототип специально для ливийского фронта.

Итальянская армия была первой регулярной армией мира, которая в массовых количествах и регулярно применяла современные средства ведения боя в боевых действиях в Африке во время Турецко-итальянской войны в 1911-1912 года. Воюя в Европе итальянцы все равно думали об Африке. О специальных колониальных броневиках статья ниже.

Fiat-Terni Tripoli/Autoblinda FIAT Terni/FIAT Tipo Tripoli/Бронеавтомобиль ФИАТ-Терни Триполи Прототип

Страна: Италия

Год выпуска: 1918

Кол-во: 1 (всего 14)

Производитель: Acciai Speciali Terni SpA/Шасси FIAT

Бронирование: 4-6 мм

Вооружение: 6,5-мм пулемет FIAT-Revelli mod.1914

Экипаж: 2-4

Полная масса: 4000 кг

Размеры: 4545х1700х3070

Шасси/Двигатель: FIAT 15ter Militare/ Fiat 53A, 4398cm3, 36 л.с.

Эта статья продолжение цикла статей об итальянских боевых колесных машинах времен Первой мировой войны. Предыдущую статью можно почитать здесь: Итальянский долгожитель. Часть 7. Lancia 1zM.1935. На новых колесах во Второй мировой.

История развития итальянской бронетехники выглядела как классическая спираль. Первые машины были построены для боевых действий в Африке, на базе их проектов был создан серийный и относительно массовый бронеавтомобиль для войны в Европе Lancia 1zM, который затем вернулся воевать в Африку. В 1918 году итальянский штаб начал снова смотреть на песчаный континент, как на арену будущей войны. Италия считала себя обиженной при переделе мира и собиралась эту несправедливость устранить. Один из крупнейших металлургических концернов Италии Acciai Speciali Terni SpA создал инициативный проект оригинального броневика, одного из самых интересных с технической точки зрения бронеавтомобиля во втором десятилетии 20-го века. "Терни" был металлургическим заводом и мог сделать броню, согнуть ей в нужную форму, но шасси нужно было заказывал на стороне. На заводе не стали изобретать что-то новое и просто начали разрабатывать свой проект на основе самого массового грузовика первой мировой, проверенного в ходе боевых действий в пустыне - FIAT-15ter Military (об этой машине можно почитать Здесь).

-2

Полуторатонное шасси накладывало свои ограничения по допустимую массу бронекорпуса и в "Терни" решили построить броневик из гнутых бронелистов, что должно было обеспечить меньшую массу при лучшей жесткости и бронестойкости. Благо оборудования для гибки толстых листов для изготовления паровых котлов и обшивки броневых кораблей на заводе было. Идея, что круглое прочнее плоского, подтверждается только в случае раздавливания яйца, но и при прочих равных вероятность того, что угол встречи пули и брони будет неудобным для пули, у криволинейной поверхности выше, чем у ровного листа. Схема бронирования машины, которая называлась Fiat-Terni Tripoli, по имени производителя шасси, бронекорпуса и места где планировалось её использовать, представляла собой совмещение двух броневых цилиндров - моторного и боевого отделения и багажника с прямыми бортами. Конусовидная защита двигателя сопрягалась с простой цилиндрической формой отделения управления, на которую был нахлобучен высокий колпак броневой башни того же диаметра.

Первый прототип броневика Autoblinda FIAT Terni вышедший на испытания в конце 1918 года отличался от серийных и модернизированных броневиков данного типа применением более высокой массивной башни с крышей в виде обрезанного конуса. Запасные колеса на этот прототип не устанавливались.
-3

Главной особенностью броневика "Терни-Триполи" стало значительное сокращение прямолинейных поверхностей. Из листов брони был собран только задний отсек, с наклонной крышей, в которой был смонтирован люк выхода из машины. Защита радиатора была сделана по типу бронирования Lancia 1zM - клиновидной с прикрытыми козырьками наклонными прорезями воздухозаборников. Пулемет 6,5-мм пулемет FIAT-Revelli mod.1914 устанавливался в высокой башне с круговым вращением

-4

Разработка FIAT Terni Tripoli завершилась осенью 1918 года, когда проект был утвержден военными. До конца года машина успешно прошла испытания. Ожидать неожиданностей от проверенного шасси не стоило, поэтому ходовые испытания в Италии прошли без особых замечаний. В то же время была отмечена относительная неустойчивость высокой, но узкой машины с тяжелой башней сверху, что было особенно неприятно для Африки. И хотя сразу же было заказано 12 серийных машин, на заводе изготовили еще одну машину с низкой башней, рассказ от которой в следующей статьей.

-5

Эта статья продолжение цикла статей об итальянских боевых колесных машинах времен Первой мировой войны. Следующая статья о развитие колониальных броневиков Италии можно будет почитать здесь: Итальянские броневики. Часть 9. FIAT Terni Tripoli. 1918. Прототип с британской головой.

Источники:

NEW VANGUARD 261. ITALIAN ARMOURED & RECONNAISSANCE CARS 1911–45.

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I |

https://topwar.ru/79912-broneavtomobil-fiat-terni-tripoli-italiya.html

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/tripoli.htm

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Fiat-Terni.php