На этой неделе занятная новость, которая может многое изменить в российском двигателестроении, пришла от АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Компания TMH International (международное подразделение холдинга) договорилась с британской Rolls-Royce Group о покупке завода двигателей Bergen Engines (г. Берген, Норвегия).
Под контроль российской компании перейдут металлообрабатывающие и сборочные производственные мощности, цех высокоточного литья, ремонтная мастерская, конструкторское бюро и сервисная сеть в семи странах мира.
Как отмечается в сообщении ТМХ от 4 февраля, покупка позволит расширить присутствие холдинга на мировом рынке дизелей, в первую очередь, газовых двигателей для автономных энергетических систем. Кроме того, сделка позволит ТМХ ускорить развитие технологий с нулевым балансом выбросов углерода.
Британская компания раскрывает больше деталей. Например, из её пресс-релиза можно узнать, что поиск покупателя на завод, которым группа Rolls-Royce владела с 1999 года, начался в феврале 2020 года. Окончательное оформление сделки с ТМХ, стоимость которой составляет около 150 млн евро, ожидается во второй половине 2021 года.
Управляться завод Bergen Engines будет из штаб-квартиры TMH International в Швейцарии, откуда уже осуществляется контроль за деятельностью подразделений холдинга в Аргентине, Кубе, Египте, Германии, Венгрии, Израиле и ЮАР.
Завод Bergen Engines работает с 1946 года. За это время норвежское предприятие выпустило более 7 тыс. двигателей для морской индустрии и энергетики, из которых около 4 тыс. единиц находятся в эксплуатации в настоящее время.
Эксклюзивным дистрибьютором Bergen Engines в судостроении является норвежская компания Kongsberg Maritime. Британская сторона подчеркивает, что это сотрудничество продлится и далее.
Для полноты картины желательно понимать, что представляет собой морское двигателестроительное подразделение Rolls-Royce – компания Rolls-Royce Power Systems, чья штаб-квартира находится в германском Фридрихсхафене. Основной актив – знаменитый бренд MTU. Эта компания, хорошо известная и в России, специализируется, в том числе, на высокооборотных судовых дизельных двигателях и пропульсивных комплексах. По словам российских конструкторов, высокооборотные дизели MTU являются одними из лучших в мире. Однако поставки этих двигателей для кораблестроения последние несколько лет ограничены санкциями.
Общая численность персонала Rolls-Royce Power Systems составляет около 10 тыс. человек. На норвежском заводе Bergen Engines трудятся порядка 950 человек. То есть основные производственные силы Rolls-Royce сохраняет за собой.
Что касается ассортимента продукции, то для энергетики завод в Бергене выпускает дизель-генераторы электрической мощностью от 1400 кВт до 11830 кВт. Наиболее интересным же представляется морское направление. По данным Kongsberg, линейка включает в себя среднеоборотные газовые и дизельные двигатели мощностью от 3600 кВт до 12000 кВт. Помимо традиционного судового топлива и газа, прорабатываются варианты использования в качестве топлива в двухтопливных двигателях аммиака, метанола и водорода.
Вот такое интересное производство может перейти под контроль российской компании. Интересно, что в состав ТМХ уже входит один производитель среднеоборотных дизелей – Коломенский завод. Линейка судовых дизелей Коломенского завода по основным характеристикам частично совпадает с продукцией Bergen Engines.
Наверняка, российские и норвежские машиностроители будут обмениваться опытом, что может помочь отечественному двигателестроению перейти на новый уровень.