Женщины Союзного государства
В авиакомпании «Белавиа» два пилота-женщины. Одна из них – 32-летняя Наталья ТИТЕНКОВА (Малашенко), первая в современной истории Беларуси женщина – военный лётчик, четыре года назад сменила военно-транспортный самолёт Ан-26 на гражданский Boeing-737
В июне 2004 года пятнадцатилетняя Наташа Малашенко впервые самостоятельно поднялась в небо на планере «Бланик» Л-13. Через прозрачный фонарь с восторгом смотрела на голубое небо с редкими облачками, изредка переводила взгляд вниз: там простирались зелёные луга, опоясанные синей лентой Березины… Девушку переполняли необычайный восторг и радость, которые спустя пару-тройку лет станут её настоящей любовью. К небу. К самолётам. И любимой профессией.
Выбор профессии определил случай. Девятиклассница Славянской гимназии Бобруйска Наташа случайно увидела объявление: местный аэроклуб приглашал желающих научиться летать на планере. На следующий день Наташа с подругой записались в аэроклуб. Но подруга вскоре перестала ходить на занятия, а Наташа прикипела к небу.
– После окончания гимназии я поступила в Белорусский национальный технический университет. Учиться было легко и мне нравилось, – рассказывает Наташа. – Но меня по-прежнему привлекали самолёты. Поэтому каждую свободную от занятий минуту я ехала на аэродром в Боровую, чтобы летать, освоила спортивный самолёт Як-52, совершила несколько прыжков с парашютом. И это было так здорово!
Наташа сдала зимнюю сессию за второй курс, когда ей позвонил лётчик первого класса полковник Николай Петрович Мочанский, и попросил приехать в аэроклуб (зимой курсанты не летали). Он рассказал ей, что скоро будет проходить экспериментальный набор девушек на авиационный факультет в Военную академию Республики Беларусь, и предложил подавать документы.
Желающих покорить небо девушек было более сорока, но успешно преодолеть все барьеры удалось только одной Наташе. Девушку зачислили сразу на третий курс авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь.
– Вместе с первокурсниками я прошла курс молодого бойца, немного освоилась и уже чуть-чуть представляла, что меня ждёт в академии, – рассказывает Наталья. – Честно признаюсь, первое время было непросто. Параллельно учёбе мне надо было досдать за два курса много дисциплин, которые я не изучала в БНТУ: физику, механику… уже не помню, сколько и каких. В академии очень строгий распорядок дня. И это, пожалуй, для меня было самым сложным, особенно после гражданского вуза. Подъём в 6.30, а мне приходилось вставать ещё раньше, чтобы успеть накраситься и добежать от женского общежития, где жили девушки – курсантки факультета связи и автоматизированных систем управления, до мужского, там построение и зарядка. Потом лекции, семинары, практические занятия… Свободного времени практически не оставалось.
Но все эти тяготы, по словам Натальи, были ничто по сравнению с её огромным желанием научиться летать.
– Я хотела летать, а трудности меня не пугали. То, что моими однокурсниками были только мальчишки, так это и не трудность. Наоборот, с парнями общаться легче.
Послаблений курсанту Малашенко как единственной девушке на авиационном факультете не было – ни в физподготовке, ни в учёбе, ни в тренажёрной подготовке. Как рассказывал в одной телепередаче о единственной курсантке в погонах командир батальона курсантов авиационного факультета Максим Журавлёв, Наташу считали кем-то вроде «дочери полка» и однокурсники всегда, особенно на первых порах, старались её поддержать, подсказать, помочь.
На четвёртом курсе – это было 14 июня 2010 года – она совершила первый самостоятельный полёт на учебно-боевом реактивном самолете L-39 Аlbatros. Этот день запомнился ей надолго, потому что, хотя и волновалась сильно, всё отработала безупречно и экзамен сдала блестяще.
– Страшно не было, потому что на «страшно» в полёте времени нет. Прилетаю после стрельб на аэродром. Подходит инструктор: «Ну что, Наташа, завтра поедем на аэродром все мишени ставить обратно», – то есть так, по-дружески, подкалывал меня за меткость стрельбы.
Выпускники авиационного факультета академии не сдают государственных экзаменов и не пишут дипломных работ. Они сдают экзаменационные полёты. Наташа в числе немногих однокурсников получила высокую оценку – «девятку». А в год окончания вуза, в 2011-м, лейтенант Наталья Титенкова (к этому времени сменившая девичью фамилию на фамилию мужа) была признана лучшей выпускницей Военной академии Республики Беларусь.
Лейтенант Наталья Титенкова получила направление на службу в 50-ю ордена Красной Звезды смешанную авиационную базу на должность помощника командира военно-транспортного самолёта Ан-26. С ней заключили контракт на пять лет. Так первая в Белорусской армии лётчица проторила дорогу в исконно мужскую профессию. А сегодня у Натальи уже есть последовательница – её тезка Наталья Лазько после окончания авиационного факультета Военной академии служит в Мачулищах.
Летала на Ан-26 Наташа около трёх лет, дослужилась до капитана. А в её семье за время службы появились два очаровательных малыша.
…Утро. Мы в уютном аэропортовском кафе. Наташа с чашкой имбирного чая. Я знаю, что долгого разговора не получится, потому что у Наташи в 12.40 рейс на Москву, а ей ещё надо выполнить предполётную проверку.
– Наташа, твой рабочий день – как он выглядит?
– В аэропорт нужно приехать за два часа до вылета. Рабочий день начинается с того, что я получаю все документы, данные о погоде на нашем аэродроме и аэродроме назначения, проверяю расчёт топлива. Потом прохожу медоосмотр. И – в самолёт, где уже непосредственная подготовка к полёту. Работу очень люблю, поэтому, признаюсь, в отпуске уже на третий-четвёртый день скучаю по ней.
– Каким самолётом тебе больше всего нравится управлять?
– У каждого есть свои преимущества. В планере нет двигателя, поэтому полёт проходит беззвучно, здесь главное «словить» восходящий воздушный поток. И всё, ты летишь! Спортивный Як-52 был моим первым и любимым самолётом в аэроклубе ДОСААФ. Он лёгкий, послушный в управлении, на нём можно выполнять много различных фигур. А учебно-боевой L-39 – раза в четыре тяжелее, он предназначен для выполнения боевых задач. Сейчас летаю на пассажирском Boeing-737, и он мне тоже нравится.
– Наташа, тебе, чтобы перейти на работу в гражданскую авиацию, пришлось пройти дополнительное обучение.
– Быть пилотом гражданского судна проще, потому что здесь все системы несколько раз продублированы. В современных гражданских самолётах электроники значительно больше, чем в военных, но это не исключает, а только минимизирует потенциальную возможность ошибки человека, управляющего самолётом. Поэтому за штурвалом всегда нужна предельная внимательность. Но самое большое отличие, на мой взгляд, в том, что в гражданском самолёте у тебя за спиной – люди, больше сотни пассажиров. И это очень большая ответственность. Обеспечить их безопасность и комфортность – это самая главная задача.
– Скажи, как прошла твоя адаптация к «гражданскому небу»?
– Пришлось подтянуть английский язык, для военных пилотов он особо не нужен. На гражданке надо уметь работать в команде, ведь главный в полёте – командир, я – второй пилот. Наши действия должны быть согласованными, чёткими, без суеты, и, повторюсь, ни на минуту мы не должны забывать об ответственности за жизнь пассажиров. Это важно.
В коллективе меня приняли доброжелательно. Сегодня в авиакомпании «Белавиа» кроме меня работает пилотом Светлана Ерёменко. Она окончила Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, работала в «Трансаэро». Пять лет назад перешла в «Белавиа». Мы с ней дружим, она всегда готова подсказать, помочь, посоветовать. И я ей очень благодарна.
Я счастливая женщина. У меня отличная семья, любимый муж, на которого всегда могу рассчитывать, могу опереться на его крепкое мужское плечо. Он уверен во мне, всегда с лёгким сердцем отпускает в полёт и всегда вместе с Никитой и Кирюшей ждёт моего возвращения на землю. А это и есть счастье, когда тебя любят и ждут.
Галина ТРОФИМЕНКО, Минск
Фото: Павел ШНИП и из личного архива
Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 3, 2020
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!