После выпуска первых 20-ти бронеавтомобилей Lancia 1zM первой серии, итальянские военные сразу заказали новую серию машин для формирования полных 6-ти эскадронов. Рассказ о броневике Lancia 1zM второй серийной партии после "фэйслифтинга" в статье ниже.
Ansaldo Autoblinda Lancia 1zM/Ansaldo AB Lancia 1zM/Lancia 1zM/Броневика Лянча 1ЗетЭм Второй серии
Страна: Италия
Производитель: Gio. Ansaldo & C./Шасси Fabbrica Automobili Lancia & C
Год выпуска: 1916-1917
Кол-во выпущенных в серии: 17 (121 всего всех серий)
Боевая масса: 4200 кг
Бронирование: 2,5-6 мм
Экипаж: 6
Вооружение: 3х6,5-mm Vickers M1911
Размеры: 6610х1940х2900 мм
Двигатель: 35 л.с., 4940см3, Lancia 1Z
Эта статья часть цикла статей об итальянских бронеавтомобилях Первой мировой войны. Предыдущую часть истории читайте здесь: Итальянский долгожитель. Часть 2. Lancia 1zM. 1915. Первая серия.
Вторая серия броневиков Ansaldo AB Lancia 1zM из 17 машин была заказана 11 марта 1916 года, сразу после окончания выпуска бронемашин 1-й серии. Принципиальных изменений в конструкции броневиков в новой серии не было сделано, но тем не менее они немного отличались друг от друга. Первые 12 машин 2-й серии были построены на том же шасси Lancia 25/35HP, что и предыдущие модели. Последние пять шасси были усилены для работы с постоянной нагрузкой, а сам двигатель был модернизирован и мог в течении 30-ти минут работать с на 30% повышенной мощностью.
2-я серия броневиков Lancia 1zM получила новую защиту радиатора с бронированными козырьками, листовое переднее крыло автомобильного типа, под задней частью машины установили держатель для запасного колеса. Бронирование и вооружение бронемашин осталось неизменным.
Компоновка боевого отделения и отделения управления остались такими же как и у первой серии. Спереди в правой части размещался водитель. Видимо правое расположение было выбрано в связи с тем, что воевать планировали против австрийцев, у которых в империи было левостороннее движение. Но это не точно:-). Пулемёты Виккерс располагались на вертлюгах в башнях. Пулеметчики и их помощники просто стояли на полу броневика. Стрелок третьего "зенитного" пулемета становился или садился на тумбу в центре отделения. Все смотровые щели закрывались изнутри.
Машины Ansaldo AB Lancia 1zM второй серии выпуска 1916 года отличались от машин первой серии защитой горизонтальных отверстий решетки радиатора бронированными козырьками. При выходе с завода на всех машинах устанавливались бронированные крылья с боковой защитой только на задние колеса, передние крылья были простыми "автомобильными" гнутыми. Вертикальная планка крепления "проволокоразрезателя" была перенесена ближе к кабине и устанавливалась за радиатором. Сами направляющие для колючей проволоки были подняты выше и их верхняя част стала почти горизонтальной. На правой стороне отделения управления вертикальная плоскость бронированного бокса для колена водителя стала наклонной и появился угловой скос, на который часто устанавливалась фара. Визуально этот "бронебокс" слился с бронекорпусом, добавив в лобовую броню треугольную грань.
В течении 1916 года три бронеавтомобильных эскадрона, которые были полностью оснащены бронемашинами Lancia 1zM первой серии, применялись в боевых условиях крайне редко. К лету 1917 года из 37 произведенных (без учета прототипа) броневиков сформировали первые шесть эскадронов пулеметных бронемашин или ‘autoblindomitragliatrici’. В каждом эскадроне было по 6 броневиков. Настоящее боевое применение броневиков Lancia 1zM началось в ходе очередного (десятого по счету) сражения у реки Изонцо в мае 1917 года. Несмотря на то, что машин было мало и их применяли неумело, сам факт применения Lancia 1zM был оценен как удачный. Но особенно эффективным было использование броневиков в подавлении восстания в провинции Катандзаро 21-17 августа 1917 года. Получив опыт применения бронемашин против нерегулярных отрядов, военные активно применяли их и в будущем при подавлении «хлебных бунтов» в Северной части Италии.
Впервые массово броневики Lancia 1zM пришлось применить в крайне неудачно складывавшейся для итальянцев 11-й битве на Изонцо, больше известной как сражение при Капоретто в ноябре 1917 года. Место и время применения машин были не лучшими для Лянч: горы и отступление. Но тем не менее, так как бои шли в основном вдоль горных дорог, итальянцам удавалось использовать части "автоблиндомитралиатричи" при прикрытие отхода пехотных частей. В ходе боев было потеряно около десятка бронемашин. По окончанию боевых действий при Капоретто в списках боевых частей осталось 28 машин.
Битва при Капоретто стала одной из крупнейших и одной из самых сложных боевых операций Первой мировой войны. Локальный австро-итальянский фронт превратился к концу битвы в место противостояния австрийских и германских дивизий с англо-итало-французскими войсками. Битва при Капоретто стала первым примером успешного взламывания долговременной обороны, и если бы не спешно переброшенные в Италию французские и английские войска, битва могла бы закончиться выходом Италии из войны.
К середине 1917 года Германское командование уже точно знало, что без прусских штыков Австро-Венгерская армия не может добиться успеха, и, когда из Вены к ним обратились с просьбой о помощи в осеннем наступлении для срезания итальянского выступа, германское командование сразу откликнулось на просьбу союзника. В горы было отправлено 7 дивизий и 776 орудий. На участке основного удара было сконцентрировано до 259 орудий на 1 км фронта, что стало самой высокой плотностью артиллерии в истории Первой мировой войны. Наступление 14-й германской армии поддерживали австро-венгерские армии — справа 11-я армия, слева 2-я Изонцская. Мощнейшее артиллерийское наступление полностью дезорганизовало итальянские войска. С 24 октября по 9 ноября итальянцы отступили более чем на 100 км, и только когда в бой вступили французы и англичане, а наступательный порыв союзников начал иссякать, фронт стабилизировался по реке Пьяве (Piave). 256 000 итальянских военных попало в плен.
В ситуации развала фронта бронеавтомобильные эскадроны оказались без управления. В ходе отступления было потеряно 9 бронеавтомобилей, которые часто были просто брошены. Часть из них была восстановлена противниками. 4 машины достались австрийцам, бронекорпус одной из них австрийцы переставили на шасси грузовика Perl, а из "своих" четырех трофеев германская армия сформировала 3-й бронеавтомобильный отряд - Panzer-Кraftwagen-Maschinengewehr-Zug (PKMGZ 3). В состав броневой части вошли 3 бронеавтомобиля 1-й серии и один второй серии. Броневики были перевооружены на немецкие пулемёты MG08. Одна из машин с обозначением G3 была вооружена в качестве зенитного пулемета легким английским пулеметом Льюиса. С мая 1918 года группа воевала в составе Баварского Автомобильного батальона во Франции. Судьба немецких броневиков прослеживается до 1920 года, когда они использовались во Фрайкоре для борьбы в "конкурентами" за власть в Германии.
Бронеавтомобили Lanciz 1zM первых двух серий приняли участие и в наступательных операциях в 1918 году, уже с большим успехом, чем при Капоретто. К концу боевых действий на Севере Италии большинство машин производства 1916-1917 года уже были сильно изношены и списаны. Часть машин была отправлена вместе с броневиками 3-й серии в колонии в Африку, где и дослужили до второй мировой.
По итогам боевых действий в 1918 году была выпущена третья серия машин Ansaldo AB Lancia 1zM, которая стала самой массовой и самой удачной. О ней рассказ в следующей статье.
Эта статья часть цикла статей об итальянских бронеавтомобилях Первой мировой войны. Продолжение истории читайте здесь: Итальянский долгожитель. Часть 4. Lancia 1zM. 1918. Третья серия. По итогам войны.
Источники:
NEW VANGUARD 261. ITALIAN ARMOURED & RECONNAISSANCE CARS 1911–45.
Tankograd. Militar Fahrzeug 2-2018
Tankograd. Militar Fahrzeug 3-2018
https://www.valka.cz/ITA-Lancia-1Z-1ZM-t237711
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Lancia-Ansaldo_IZM.php
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/italy/lancia_1z.htm
https://topwar.ru/79829-broneavtomobili-lancia-1z-italiya.html