В 1945 г. под руководством А. Люльки начались работы над первыми советскими турбореактивными двигателями. По расчетам ТР-1 должен был иметь тягу 1 500 - 1 600 кгс, больше чем трофейные БМВ 003 и Юмо 004, которые развивали тягу 800 - 900 кгс. ТР-1 должен был весить меньше и иметь меньший расход топлива при крейсерском режиме.
Под этот двигатель конструкторские бюро Ильюшина, Сухого, Алексеева, Лавочкина и Микояна получили задания на разработку истребителей и бомбардировщиков.
Ильюшин начал работу над турбореактивным бомбардировщиком Ил-22. Он должен был с нормальной бомбовой нагрузкой в 2 000 кг иметь дальность полета 1 250 км. Максимальная бомбовая нагрузка должна была быть в 3 000 кг.
Максимальная скорость полета ограничили в 0,75 Маха, схему соответственно выбрали свободнонесущего среднеплана с прямым крылом и оперением.
Использовали и опыт при проектировании первых отечественных турбореактивных самолетов. Аэродинамическая компоновка крыла была взята от истребителя И-300 (МиГ-9), правда, крыло бомбардировщика было толще.
Чтобы самолет как И-300 не сваливался в крен во время полетов на высоте с большими числами М из-за небольших производственных отклонений, планер Ил-22 делали из двух половинок, крыло и стабилизатор "разрезали" по хорде, а носовую и хвостовую части фюзеляжа по оси симметрии. Это значительно упростило производство самолета.
На Ил-22 применили оригинальную схему установки четырех ТРД на коротких пилонах в изолированных мотогондолах, которые были разнесены по размаху крыла и сильно вынесенных вперед относительно его передней кромки.
Оборонительное вооружение Ил-22 потребовало установку специальных приводных устройств, а также размещения оборонительного вооружения и мест стрелков, с учетом использования дистанционных систем управления.
Вперед на Ил-22 стреляла неподвижная пушка НС-23. Обстрел верхней полусферы обеспечивала башенная установка с электроприводом со спаренными пушками Б-20Э. Хвост защищала кормовая установка КУ-3 с одной НС-23 с гидроприводом.
Бомбы на Ил-22 должны были подвешиваться на внутренней подвеске.
Экипаж самолета состоял из 5 человек: 2 пилота, которые сидели рядом, штурман-бомбардир, стрелок-радист верхней пушечной установки и кормовой стрелок. Кабины экипажа были не герметизированы.
Разработка чертежей и постройка опытного Ил-22 шли быстрыми темпами. 24 июля летчики-испытатели В.К.Коккинаки и К.К.Коккинаки совершили на нем первый полет. Полет продолжался 19 минут, но на пробеге лопнули покрышки колес, резина была непригодной для нагрузок при посадке тяжелых реактивных машин. Изготовили новые колеса.
Летчики отметили простоту управления на всех режимах полета, в том числе при отключенном одном двигателе.
Устойчивость машины по всем трем осям они оценивали положительно, а взлет и посадку считали простыми. 7 февраля 1948г. экипаж В.К.Коккинаки выполнил взлет на Ил-22 используя твердотопливные ракеты СР-2 тягой по 1 500 кгс.
Летчики во время испытательных полетов сообщили, что переплет фонаря перекрывает переднюю и боковую зоны обзора, искривленные элементы остекления искажают реальность и на них возникают интенсивные солнечные блики.
Выяснилось, что верхняя башня имеет дополнительные "мертвые" зоны обстрела, да и стрелок цели не видел, так как линия прицеливания закрывалась крылом или фюзеляжем.
Но расчетные характеристики получить не удалось, из-за двигателей ТР-1, они развивали тягу не 1 300 кгс, а 940, они были отрегулированы на заниженные обороты, кроме того удельный расход топлива оказался завышенным. Даже с пониженной тягой ресурс ТР-1 составлял только 20 часов.
Поскольку Ил-22 должен был иметь нормальную взлетную масс 24 000 кг, но из-за двигателей проходил заводские летные испытания с взлетной массой, не превышающей 20 000 кг. Самолет имел продолжительный разбег, небольшую дальность полета 865 км и максимальную скорость 718 км/ч на высоте 7 000 м вместо 800 км/ч в проекте. 25 февраля 1948 г. заводские испытания Ил-22 завершились, но из-за двигателей приняли решение на государственные испытания не передавать.
Да и сам Ильюшин начал работу над преемником Ил-22 бомбардировщиком Ил-28.
Спасибо за прочтение.