Если посмотреть на приземление старых советских пассажирских Ту-134, те, которые без буквы "А" в названии, то можно заметить, что при заходе на посадку у них под центропланом откидывается довольно странная плита. Причём у более поздних версий Ту-134А такой откидной плиты нет.
Давайте разбираться, зачем она была нужна и куда потом исчезла?
Ну что ж, эта откидная плита называется тормозной щиток, и расположен он прямо под центропланом. Однако на Ту-134 он оказался не случайно, а перешёл по наследству от более раннего пассажирского самолёта Ту-124. А всё потому, что у Ту-134 почти такой же фюзеляж, что и у Ту-124, только на 7,5 м длиннее.
Если мы посмотрим на посадку Ту-124, то увидим похожий тормозной щиток под центропланом. Что же касается его назначения, то он выполняет две очень важные функции.
Первая - это аэродинамический тормоз. Этот щиток в таком откинутом положении создаёт большое аэродинамическое сопротивление и снижает скорость самолёта.
Вторая функция не менее важная - этот щиток повышает подъёмную силу. Так при набегающем потоке воздуха плоскость щитка отбрасывает его вниз. И отсюда возникает сила противодействия, которая направлена вверх - т.е. подъёмная сила.
Ну что ж, теперь, когда с назначением этого элемента всё ясно, пришло время рассмотреть его поближе.
При взлёте и во время всего полёта этот щиток находится в не активном положении и плотно прилегает к нижней части фюзеляжа.
Но как только самолёт заходит на посадку, гидроприводы постепенно переводят его в нижнее положение. И таким образом скорость самолёта к моменту касания о поверхность ВПП падает, а подъёмная сила растёт. В результате посадка становится более мягкой, нагрузка на стойки основных шасси уменьшается.
Этот щиток находится в таком положении до полной остановки, и поэтому является аэродинамическим тормозом и во время пробега самолёта после посадки, что позволяет самолёту приземляться на небольших ВПП.
Однако так было не всегда.
Если мы посмотрим на ещё более ранний самолёт Ту-104, то здесь мы не увидим тормозной щиток. Самолёт садился на высоких скоростях, а поскольку у него не было реверса тяги, он активировал парашют.
Дальнейшая эволюция Ту-104 в Ту-124 позволила избавиться от парашютной системы торможения, и всё благодаря этому тормозному щитку.
Но если он так хорош, то куда же он подевался? Почему мы не видим подобные аэродинамические элементы на более поздних Ту-134 и уж тем более на других самолётах?
Всё дело в том, что на поздних "Тушках" появился реверс тяги на двигателях. Конструктивно это такие решётки, который отводят реактивный поток вперёд против хода движения. На канале есть подробная статья про этот вид реверса тяги.
Так вот, как раз внедрение реверса тяги в двигатели более поздних реактивных пассажирских самолётов позволило избавиться от этого тормозного щитка под центропланом.
С реверсом тяги самолётам уже не нужно было слишком сильно снижать скорость прямо в воздухе непосредственно перед посадкой, а значит и не нужно было увеличивать подъёмную силу. Потому что они отлично замедлялись на ВПП. Так надобность в тормозном щитке отпала.