Найти в Дзене
«White Media» студия

Как мы тратим ползарплаты из-за психологов: магия рекламы

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что потратили больше, чем планировали? И это при том, что в голове был чёткий бюджет и план покупок. Что же, вы не одиноки, и, вероятно, стали жертвой работы рекламных психологов. Эти эксперты используют своё понимание человеческой мотивации для создания рекламы, которая не только привлекательна, но и очень эффективна. Она-то и заставляет тратить с трудом заработанные деньги. Так в чем заключается магия? Можно ли этому противостоять? Давайте разбираться.

Бренды борются за внимание и лояльность потребителей ежедневно. В гиперконкурентном рынке важно не просто показывать рекламу, но и заставлять человека совершать покупки. Здесь-то и приходит на помощь психология. Корпорации не стесняются нанимать нейропсихологов, рекламных психологов, потребительских психологов, психологов по исследованию рынка и поведенческих психологов для того, чтобы эффективнее воздействовать на сознание потребителей.

Разбирать список ежедневных задач этих специалистов мы не будем — скучно и к теме не относится. Куда интереснее понять, что за методы психологического воздействия используются в рекламе.

Социальное доказательство, дефицит, апеллирование к авторитету, поощрение небольших обязательств, привязка — все эти методы нельзя назвать магическими. Они привычны и повсеместны. Мы к ним достаточно адаптировались и не воспринимаем как насилие над собственной волей.

Два примера. McDonald's в рекламе «Вот что я люблю» использовал эмоциональные призывы и чувство позитива. Или, Nike и его легендарная кампания «Just do it», впоследствии ставшая торговой маркой. В ней эмоциональные призывы и чувство мотивации подчеркивали важность стремления к достижению своих целей. Ничего криминального, как вы видите, в психологических методах воздействия нет. McDonald's смог создать сильный бренд, воздействуя на потребителей подчёркиванием радости и счастья во время еды. Nike сыграл на желании покупателей стать лучшей версией себя. Все в плюсе.

Но не всегда всё радужно, ведь помимо перечисленных методов существуют старый добрый обман и манипуляции.

Некоторые психологические методы, используемые в рекламе, могут вводить в заблуждение. Манипулировать эмоциями и поведением. Причём, делать это неочевидно, незаметно для покупателя. Например реклама, в которой содержатся ложные рекомендации или ложные утверждения — создаст ложные ожидания.

Когда реклама нацелена на уязвимые слои населения: детей, стариков, людей с психическими заболеваниями, она становится особенно коварной. Кроме того, реклама может играть на страхах, неуверенности и пороках. Рекламные манипуляции ведут к подрыву автономии покупателя, поскольку последние приобретают товар не по собственной воле. Их буквально заставляют.

Если вы подумали, что всё это относится к рекламе каких-нибудь БАДов, ставок или вообще запрещённым законом товаров, то вы ошибаетесь.

Помните рекламную кампанию Red Bull? Ту самую, в которой мультипликационный сюжет оканчивался фразой: «Red Bull окрыляет!» Компания успешно увеличила продажи, утверждая, что энергетик поможет улучшить физическую и умственную работоспособность. Что, разумеется, не так.

Или, «Ешь свежее» от Subway, в которой использовались вводящие в заблуждение утверждения о полезности продуктов, чтобы привлечь внимание покупателей. Несмотря на критику за обман, реклама увенчалась успехом в увеличении продаж, а Subway добился имиджа более здоровой альтернативы традиционному фастфуду.

Эти примеры показывают, что манипулятивная реклама может быть успешной, даже несмотря на судебные разбирательства. Однако важно отметить, что использование манипулятивных рекламных приёмов зачастую подорвает доверие к бренду в долгосрочной перспективе.

Использование психологии в рекламе — это мощный инструмент, который оказывает значительное влияние на покупательские привычки. Будь то манипуляции, эмоциональные призывы или социальное доказательство, психологи в рекламной индустрии обладают глубоким пониманием того, что побуждает нас совершать покупки. Понимая, как психология влияет на решения о покупке, мы можем делать более осознанный выбор и не становиться жертвами манипулятивных рекламных кампаний.

Было полезно? Ставь лайк и подписывайся на наш блог!