Ни для кого не секрет, что сейчас японский производитель авто не хватает звезд с небес, не получает огромную огласку, как например релизы немцев и не становится самой безопасной, как шведы.
Но так было не всегда и сегодня я хочу рассказать о моем любимом периоде автомобильной истории: 90-х годах прошлого столетия.
Время технического взрыва автомобилестроения и инноваций в Японии.
Для иллюстрации я намеренно использовал другой автомобиль, чтобы показать насколько они были красивы в то время.
Об эпохе расцвета JDM-культуры можно писать бесконечно долго: джентльменское соглашение, стрит-рейсинг,тюнинг и многое другое.
Но так как в названии статьи есть бренд Honda, то стоит закончить с лирической частью и перейти к самому вкусному.
С чего все началось
Первые зачатки спортивного авто появились задолго до выпуска героя этой статьи. А именно с того, что бренд, производящий мотоциклы решил попробовать в автоспорт. В далеком 1965 году японцы заявились на Гран-При в Мексике и выиграли гонку со своим двигателем на собственном шасси!
В будущем опыт участия в гонках поможет при создании собственного спорткара.
Итальянцы нам не ровня
Какие два автопроизводителя приходят на ум, когда вы слышите фразу: "Спорткар из 80-х"?
Скорее всего вы скажите Ламборгини и Феррари. Так и было, но руководство компании приняло решение создать им конкурента. Причем он должен был превосходить их по комфорту, что бы доказать всем, что быстрая машина должна быть комфортной!
И вот, в начале 80-х годов японцы решили создать свой спорткар, первый шаг конечно вызывает сомнения - они обратились в итальянское ателье Pininfarina для разработки стилистики автомобиля. Странно создавать конкурента итальянцам с их же помощью.
Ребята конечно, постарались на славу и выкатили дизайн, который сейчас бы назвали живым прародителем киберпанка. Смело звучит, но вы только взгляните, не эти ли формы мы видим в современных фильмах и играх в данной стилистике.
Уже представили неоновые вывески в отражении этого огромного стекла? Ну, можете забывать, ведь японцы отказались от данного концепта и заморозили все до осени 1985 года.
Странно участвовать в гонке с итальянцами и отставать на 5 лет, не так ли?
Проект назвали: Honda New Sportscar eXperimental (NSX) и вот как он выглядел на первых рендерах.
Помните мы говорили об участии Honda в гоночных соревнованиях, так вот, весь этот опыт пригодится им именно сейчас. Даже сам Соитиро Хонда не скрывал тот факт, что соревнования были неким испытательным полигоном для компании.
Ну и где же Млечный путь
Он был на листе бумаги! Вы можете себе представить, что автомобильная история творилась на обычном листе?
Инженеры нанесли на него по одной оси мощность с весом и на другой вес с базой авто. Их задача была такова: приблизить NSX максимально к точке F1, которая обозначала характеристики гоночного болида.
График этот выглядел так:
Характеристики всех конкурентов вписывались в определенную полосу, которую и назвали Млечным путем.
Технологии
Как именно японцы смогли вырваться из этой полосы? Они изобрели новую технологию изготовления кузова! Им стал цельноалюминиевый монокок, Honda строила первый в мире автомобиль с такой деталью.
Напомню, что в 80-е годы экономика Японии была "на гребне волны" (для справки, в 1989 году компания Sony приобрела Columbia Pictures Industries). Недостатка в финансировании проекта нового спорткара точно не было и это позволяло приобретать технологии и изобретать новые.
На разработку машины выделили около 250 млн долларов (на современный курс), поэтому не скупились инженеры и на кованые детали: поршни, элементы подвески, колесные диски.
Что же касается двигателя, то тут был задействован опыт участия в F1: в болид McLaren устанавливался двигатель Honda С30А с турбонаддувом и 500 лошадками. В гражданскую модель же пошел вариант без турбин, но все равно он оставался V6 3.0, правда выдавал уже 274 л.с и крутился до 8000 об/мин! Не забыли и про собственную технологию VTEC, которая позволила разогнать авто до 100 км/ч за 5,7 секунд.
Для тех, кто не в курсе как работает VTEC - на распредвале для каждого цилиндра находится 3 кулачка, два из них работают в штатном режиме, а последний подключается на высоких оборотах и обеспечивает двигатель более обогащенной смесью топлива, что позволяет увеличивать мощность. Такая технология позволяет сохранять экономичность двигателя и дает ощутимым прирост мощности в нужный момент.
Инженеры Honda заимствовали идеи буквально везде. Например, была разработана специальная технология покраски кузова, которая выполнялась в 23 слоя. Один из них наносился как на фюзеляж истребителя!
И конечно, в сравнении с конкурентами NSX должен был оснащаться: стеклоподъемниками, ABS, усилителем руля.
Этот авто планировался как спорткар на каждый день, которым было бы удобно управлять. Он должен был быть комфортным и он им был!
Дизайн
Технологии помогут автомобилю обогнать своих конкурентов, но ведь он еще должен выглядеть лучше них. И тут в дело снова вступает заимствование из авиаиндустрии. Дизайнеры кузова серийной машины — Кен Окуяма и Сигеру Уэхара — вдохновлялись истребителем F-16. Больше всего их интересовал эффект 360-градусного обзора в кокпите самолета. Именно благодаря ему у автомобиля появились сдвинутая вперед клетка салона и тонкие стойки.
Салон так же не оставили без внимания, вот вам для сравнения три модели.
Чувствуете разницу? Это уже не жгучий итальянец с мощным двигателем и скудным салоном, это - настоящий спорткар, на котором просто напросто удобно передвигаться!
Да, Lamborgini и Ferrari показали стиль и скорость, но Honda стала элегантнее и обогнала их.
Полевые испытания
Кто бы мог подумать, что пилот McLaren Айртон Сенна, приехавший на тест нового болида скажет об автомобиле: «Не уверен, что могу давать советы относительно серийных автомобилей, но этот мне кажется несколько хрупким». Это так обескуражило инженеров, что они переделали кузов и подвеску и сделали их прочнее на 50% относительно первого варианта!
Вот такая случайность обеспечила Honda лучшим пилотом-тестировщиком. Айртон Сенна испытывал машину на трассах по всему миру, от Сузуки до Нюрбургринга, и его перфекционизм, перенесенный из мира гонок в мир серийных машин, позволил японцам максимально приблизиться к идеалу.
Сияние
Уже в 1989 году серийная версия была показана на автосалоне в Лос-Анджелесе и получила положительные отзывы журналистов и публики.
Ferrari 348 был побит не скоростью, а совокупностью всех качеств NSX. Он был достаточно быстр и комфортен, спорткар на каждый день.
Спустя 20 лет после выпуска NSX, когда вышла Audi R8, Ричард Хаммонд (экс ведущий Top Gear ), тестируя Honda NSX, произнес: “Да, я фанат 911-х, и да, Porsche – лучший спорткар в мире, и на нем можно ездить каждый день. Но он не суперкар и никогда им не был. Он – спорткар. А этот – среднемоторный, алюминиевый, с клиновидным кузовом, проработанный Сенной, – суперкар. Извини, Ауди, Honda была первой.”
За первой моделью последовали и спец версии и рестайлинги, но настоящий NSX - только один.