Не помню в каком году я в первый раз увидела «Покровские ворота». Но, было это в детские чудесные годы, и смотрели точно с мамой. А ей то он, отчего-то, очень нравился! Хотя, мог и раздражать, потому что она ненавидела жить на общей кухне. Видимо, особо не проводила параллельных параллелей. Что до меня, так я все свое несознательное прожила в ненавистном маме месте, в коммунальной квартире, и мне там, действительно, было хорошо. Много ребятишек, а это всегда здорово! Мы проказничаем, устраиваем для взрослых концерты с представлениями своих талантов, учимся у старших в "школе" на деревянных стульях с недописанными тетрадями, устраиваем познавательные и не очень посиделки в разных комнатах, да и многое чего еще, сейчас и не припомнить. Вот потому, в три с половиной года (если верить маме) я научилась читать. В пять свободно (как мне казалось) владела техникой печатного письма, а в семь прочитала первую свою серьезную книгу - "Волшебник Изумрудного города". На праздники взрослые из всех комнат приносили на кухню все имеющиеся в арсенале табуреты, сдвигали все столы и тумбочки вместе, тащили что бог послал и что не слал и не советовал, на общее мероприятие. Может, конечно, я и научилась плохому (как впоследствии утверждала мама), но была абсолютно счастлива. Как счастливы все герои этого фильма. По крайней мере, в конце (по закону жанра), счастливы все. Этим он и прекрасен, правда? Не ныть, не унывать, не сдаваться! Жизнь настолько хороша, посему, не будем ее тратить на ненужные грустные вещи.
Итак, «Покровские ворота» — советский двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году по одноимённой пьесе Леонида Зорина, повествующая о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры. И вот, странная вещь, сначала несколько сезонов постановка шла в театре, но особой популярностью не пользовалась у зрителей, но была дорога постановщику. Потом решили снять фильм (и это, друзья мои, совсем было не просто), и тут неудача, фильм зрители восприняли так, знаете, с "холодцой". Причем, некоторые артисты наотрез отказывались сниматься в этом "дурацком" фильме (как они считали). А после премьеры критики и, вовсе, забросали режиссера язвительными комментариями, тапками и помидорами.
- Михаил, ну нету у тебя таланту к киноискусству и картина твоя дрянь!
Представляете? И только несколько лет спустя, "Покровские ворота" оценили по достоинству. Я, конечно, не кинокритик, но для меня так это киношедевр! Один из обожаемых фильмов, который не переключается в телевизоре ни при каких обстоятельствах, если вдруг находится, и воспринимается как праздник. Да, фильм-праздник!
Теперь вернемся к тому, зачем я Вас тут всех собрала. Посуда!!!! Признаюсь, найти хотелось больше, но это совсем не так просто. Помните, Маргарита Павловна с подносом в руке иронично произносит: КУЛИНАР!
Что же мы видим у неё на подносе? Белый доливной чайник в паре с очень изящным кобальтовым заварочным. Вот его я и не нашла.
Так как фильме немного предметов из этого сервиза, в кадрах появляется только этот чайник, сахарница и одна чайная пара. Могу предположить, что реквизиторам хотелось подчеркнуть эпоху, но в арсенале предметов из прошлого было немного. Форма ручки у чайника в стиле Ар-нуво, а сам он по стилистике похож на многие "заграничные" аналоги начала века. Делаю вывод, что это или ранние советы или чуть-чуть подальше. Сейчас покажу на что похожа вся эта "история".
Не секрет, что наши фарфоровые дореволюционные фабрики вдохновлялись зарубежными.
Так, так, а что же в СССР?
А вывод такой, кобальтовый сервиз мог быть сделан на любом нашем фарфоровом заводе в промежутке между 1930 - 1950 гг. Немного плюс и минус.
Итак, завтрак на троих!
А появляются предметы из самого популярного сервиза того времени "Барбарис".
Что сказать, это чудесный сервиз! Так как я обладатель только чайных пар, могу сказать, что они просто потрясающие! Фарфор тончайший, невесомый, ручка невозможно изящная, опять же в стиле "Ар-нуво". Говорят, что форма у этого сервиза благородная и французским происхождением - севрская! Только не путать с Северском в Томской области! В городе Севре, что во Франции расположена мануфактура по производству изделий из фарфора. аж с 1740 года. Туда как раз и ездили наши мастера по фарфору перенимать опыт. Ну, и немного форм переняли. Самую малость.
Сервиз фантастически популярен в пятидесятых, оттого, появление его в этом фильме, считаю закономерным!
Отбежим назад, в начало моей статьи и чуть дальше "после завтрака".
Замечаем огромную желтую чашку посредине. Интересно, для кого она была поставлена? Не для гостей же интеллигентов Орловичей, с тончайшей организацией? Думаю, для Саввы Игнатьевича все-же. Он человек, простой, практичный, чаю любит пить много.
Не могу сказать в каком историческом году художники фабрики в Дулево придумали очередной художественный "авангард" , но что-то мне подсказывает, что не в 50-х точно. Почему эта чайная пара попала не в свое киношное время? Но она там есть! Оставим это загадкой!
Кстати, мне пришло кофейное трио из "Десяти негритят". Я так разорюсь, ей-богу! Но это невозможно интересно! Правда-правда.
Спасибо, что провели расследование вместе со мной! Заходите на чаёк, конфетки с меня!