Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ\ЛФЗ. Безпалова-Михалёва Тамара Николаевна (1912-1991).

Редко, когда человек рождается с уникальными способностями. Но если термин ГЕНИЙ применим к художнику, создающему росписи по фарфору, то безусловным гением является Алексей Викторович Воробьёвский. О его творческом и жизненном пути читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/hudojniki-lfz-vorobevskii-av-19061992-63cabb9b6f025e1b0b5e6959). А бывает так, что человек обладает неким талантом, но свой талант он зароет в землю, и талант там так и загибнет, а может его развить (и тогда способности удесятеряются - буквально - по Св. Писанию!). Таким человеком, всю жизнь развивавшим свой талант, и в результате ставшим легендой ЛФЗ и мирового фарфора, была Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва.

Т.Н. Безпалова-Михалёва в юности  (тогда просто Безпалова). 1920-е годы. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Т.Н. Безпалова-Михалёва в юности (тогда просто Безпалова). 1920-е годы. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Первоначальное образование Тамара Николаевна получает в бывшей Стоюнинской гимназии (одноклассником Тамары был будущий композитор Никита Богословский), затем поступает на учёбу в Ленинградский художественно-промышленный техникум, который успешно заканчивает в 1931-м году по специальности художника-проектировщика. В том же году её принимают художником на Фарфоровый завод. Тут надо уточнить, что тот уникальный творческий коллектив, который в Советское время вывел ЛФЗ в разряд лучших мировых фарфоровых брендов, подобрал Иван Георгиевич Михайлов (1868-1942), в 1928-1932-м годах выполнявший функции художественного руководителя предприятия.

В 1932-м году художественным руководителем завода становится известный супрематист, последователь и ученик Казимира Малевича Н.М. Суетин (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/suprematizm-na-lfz-nikolai-suetin-18971954-63c55492b2b43012393cf32f), много времени уделявший работе с художниками с точки зрения точности выстраивания композиционной составляющей рисунка. Под его руководством в 1930-е годы Т.Н. Безпаловой-Михалёвой, чей взгляд на мир тяготел к ярким разноцветным оптимистичным, часто цветочным образам, создаются сервизы на сказочную тематику (такие как "Серый волк" (1933-1935), "Сказка о царе Салтане" (1934)) и в цветочно-растительном декоре. Как можно видеть, все сервизы выполнены на едином неоампирном фасоне (форме предметов) под названием "Наркомпрос", созданным С.В. Чехониным (1878-1936), в 1928-м году не вернувшимся в СССР с выставки в Париже. См. галереи ниже...

В 1930-е годы на Фарфоровый завод приходят правительственные и партийные заказы на создание тематических сервизов-откликов, отражавших сиюминутную жизнь страны. Так появляются сервизы "Кировск" (1935), "Кировский апатит" (1935), "Петербург-Петроград-Ленинград" (1935), "Знатные люди нашей страны" (1936). Сейчас эти сервизы представляют как исторический и эстетический интерес, так и интерес с точки зрения выстраивания композиции. С данными работами Тамары Николаевны можно ознакомиться в следующих галереях...

Для сервиза "Кировск" был выбран модернистский (для того времени) фасон, созданный переехавшей в СССР талантливейшим керамистом с австрийским гражданством Евой Цайзель (Штриккер) - под названием "Интурист" (поскольку сервизы, расписанные на таком фасоне, предназначались прежде всего на продажу за валюту). Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Для сервиза "Кировск" был выбран модернистский (для того времени) фасон, созданный переехавшей в СССР талантливейшим керамистом с австрийским гражданством Евой Цайзель (Штриккер) - под названием "Интурист" (поскольку сервизы, расписанные на таком фасоне, предназначались прежде всего на продажу за валюту). Изображение взято из каталога Эрмитажа.
На данном снимке представлены предметы сервиза ЛФЗ 1936-го года под названием "Знатные люди нашей страны". Выполнен на неоампирной чехонинской форме. В небольших овальных резервах изображены "люди труда" различных профессий в рабочей обстановке. Крытьё подглазурное кобальтом с богатой позолотой с цировкой как бы "поднимает" сервиз до премиального уровня (каким он и является). Предметы сервиза хранятся в Эрмитаже. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
На данном снимке представлены предметы сервиза ЛФЗ 1936-го года под названием "Знатные люди нашей страны". Выполнен на неоампирной чехонинской форме. В небольших овальных резервах изображены "люди труда" различных профессий в рабочей обстановке. Крытьё подглазурное кобальтом с богатой позолотой с цировкой как бы "поднимает" сервиз до премиального уровня (каким он и является). Предметы сервиза хранятся в Эрмитаже. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва с готовыми предметами сервиза  "Петербург, Петроград, Ленинград". 1935. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Тамара Николаевна Безпалова-Михалёва с готовыми предметами сервиза "Петербург, Петроград, Ленинград". 1935. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В те же годы Тамара Николаевна расписывает множество ваз, блюд, отдельных предметов, участвует в работе над декором здания Речного вокзала в Москве (роспись медальона "Аванпорт" - с изображением Иваньковского (Волжского) гидроузла с видом на водосливную плотину ГЭС, шлюз №1 канала им. Москвы, с фигурами памятников В.И. Ленину и И.В. Сталину). Смотрим...

Будучи человеком глубоко эмоциональным и увлекающимся, Тамара Николаевна щедро растрачивает свои силы. Например, в 1930-е вдруг загорается идеей стать капитаном(!!!) и пытается поступить в Институт водного транспорта, однако заваливает экзамены по точным наукам.

Тамара Николаевна Беспалова-Михалёва за росписью фарфоровых изделий. Судя по всему, конец 1930-х годов. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Тамара Николаевна Беспалова-Михалёва за росписью фарфоровых изделий. Судя по всему, конец 1930-х годов. Фото взято из свободного доступа в интернете.

С началом ВОВ наша героиня, похоже, впадает в панику, уходит с завода (по настоянию свекрови?) и устраивается воспитателем в детдом, находящийся в пос. Токсово. Но со второй половины 1942-го года она вновь на Фарфоровом заводе. К этому периоду относится роспись вазы "Ленинград 1941-42". Во время ВОВ участвовала в нескольких выставках, проводившихся в здании Союза Художников.

Ваза "Ленинград 1941-42". ЛФЗ, 1942-1943. Автор формы - Яковлева С.Е. Роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 39,1*26,8 см., диаметр 17 см. (у горла). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-104. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Ваза "Ленинград 1941-42". ЛФЗ, 1942-1943. Автор формы - Яковлева С.Е. Роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Размеры: 39,1*26,8 см., диаметр 17 см. (у горла). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-104. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

В галереях ниже представлены её послевоенные работы второй половины 1940-х начала 1950-х годов. Очень интересны богато декорированные со сложной росписью подарочные комплекты, состоящие из двух-трёх предметов. Такие в то время и на свадьбу дарили.

Из сервизов послевоенной поры можно выделить ещё одно прочтение на фарфоре "Сказки о царе Салтане...", но уже в другом декоре. Любуемся.

В 1954-м году, после кончины Николая Михайловича Суетина, Тамара Николаевна взваливает на свои хрупкие женские плечи руководство всей художественной составляющей фарфорового предприятия, но быстро понимает, что не справляется: как человеку творческому ей претит обязательная бюрократическая рутина, связанная с этой должностью, и она снова становится "простым" художником завода.

В творческом плане она много чего успела (и преуспела!), но пожалуй, самыми интересными её работами стали предметы и ансамбли, созданные в 1960-е и 1970-е годы. В то время по новым впечатляющим модернистским росписям и формам ЛФЗ обогнал все ведущие фарфоровые заводы мира. А внедрённые новые технологии привели к тому, что тиражи выпуска фарфоровых предметов (наборов) выросли многократно без падения качества. Прекрасный фарфор от ЛФЗ в те годы стал доступен каждой семье!

Чувствуется, что Т.Н. Безпалова-Михалёва всю жизнь находилась в постоянном творческом поиске, впитывая и пронося сквозь себя каждое новое ответвление, направление в изобразительном искусстве. В результате её творческий стиль с годами только крепнет и оттачивается, а мастерство поднимается до невероятных высот.

С середины 1960-х годов ЛФЗ находится на самом пике мировой фарфоровой моды, и в какой-то степени определяет моду. Такие по-хорошему "сумасшедшие" ансамбли, представленные в галереях ниже, даже и сравнить-то не с чем! Ничего подобного не выделывали и самые известные бренды. Ни "Норитаке", ни "Веймар", ни "Розенталь", ни "Райхенбах", ни "Виллерой...", ни Севр, ни "Веджвуд" тут и рядом не стояли! Ниже читатели могут визуально познакомиться с предметами сервизов "Дивы дивные" (1967-1968), "Золотой век" (1974), "Русское кружево" (1970) и "Северная весна" (1971).

За годы работы Тамара Николаевна создала множество оригинальных композиций. Вазы и одиночные сувенирные предметы декорированы на совершенно другом технологическом уровне. И с эстетикой также всё в порядке! В росписи некоторых предметов применена технология, при которой краски росписи собираются в виде мелких капелек. Каким образом это делается - не знаю. Скорее всего, так молекулы краски самостоятельно структурируются, притягиваясь друг к другу, если краска используется в виде эмульсии. В росписи смотрится очень эффектно, особенно совместно с мелким узорчатым рисунком. Тамара Николаевна называла такие краски "финифтью". Смотрим галерею ниже.

Работы Тамары Николаевны Безпаловой-Михалёвой оценины потомками по достоинству. Ныне они хранятся в Эрмитаже, в ГРМ, ВДНПИ, ГИМ, ГМК "Кусково", ГМИ СПб, в музеях Сергиева Посада, Перми, Серпухова, Пензы, Астрахани и пр. и пр... Не говоря уже о частных собраниях!

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.