Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Художники ГФЗ\ЛФЗ. Николай Михайлович Суетин (1897-1954). Супрематизм.

Супрематизм снова в моде. Это вечно молодое, вечно авангардное течение... Искрящееся. Как бы "простое" (по форме и исполнению), но при всём том и непонятное. Как говорится, не для средних умов. А так хочется верить, что ты не средний ум, правда? И тут же в голову назойливо лезет Порфирий Петрович с его сакраментальным: "Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?"

Во-первых, надо сказать, что случайностей не бывает. Ну не может человек, носитель сверхавангардных идей в искусстве "случайно" более двадцати лет "рулить" всей эстетической составляющей главного фарфорового завода страны! А до того - случайно там оказаться! Случайно закрепиться...

В послереволюционное время Фарфоровый завод в Петрограде стал магнитом и, одновременно, ковчегом для художников самых разных направлений, особенно, авангардных.

Я уже размышлял об этом феномене, собирая материал для статьи об А.В. Щекатихиной-Потоцкой.

Так случилось, что в "десятые" годы XX-го века (и даже раньше!) Россия с точки зрения нарождения и развития новых экстремальных (большинству - не понятных, но очень интересных) направлений в искусстве сделала резкий рывок вперёд, обогнав все ведущие страны мира. Интересно, что самый пик авангарда пришёлся на период Первой мировой войны, которая в России с 1918-го года переросла в Гражданскую. Несмотря на проблемы в экономике, резкое ухудшение жизни, практический весь авангард принял Революцию, а затем и переворот 1917-го года; что не удивительно - ведь всё творчество этих художников было революционным, полным поисков. Революция, с их точки зрения - стала освободившейся энергией для самовыражения.

А потом первоначальная радость начала угасать. Запасы краски, что были, иссякали. И холстину трудно стало достать. А тут, как оказалось, для поддержания жизни нужно ещё и питаться. А на чёрный хлеб надо ещё заработать! А чем заработать и как заработать, когда деньги отменили? Кто устроился в госорганы - сидят на пайках, в городах страшный голод, и зимой 1919-го свалившегося с мороза в голодный обморок Корнея Чуковского Николай Гумилёв притаскивает к себе и отпаивает чаем с поднесённом на серебряном подносе сухарём - для подкрепления евойных сил.

И нужно понять, что весь этот ужас, он "коснулся" всех творческих людей, которые если что и умели, так только рисовать, сочинять музыку, пиликать на разных инструментах, писать стихи, делать архитектурные проекты.... А кому нужны в разруху архитектурные проекты, тем более - авангардное искусство?

И пожалуй, единственным предприятием, которое в Петрограде оставалось на плаву и приносило Советской власти валюту (из-за спроса на посуду от ГФЗ за рубежом) - был Фарфоровый завод. И как назло, художников на комиссаров и на рабочих с правильными "идейными" взглядами заменить там было невозможно. И перед многими художниками тогда встал выбор - или умирать (в прямом смысле!) от голода, или идти заниматься чёрным физическим трудом, чтобы хоть как-то выжить, или попробовать применить свои силы в фарфоровом деле.

Так на Фарфоровом заводе оказался знаменитый книжный график Чехонин, авангардистка Щекатихина-Потоцкая, скульптор, тяготеющая к "мирискуссникам", Данько... Сотрудничали живописцы Петров-Водкин и Кустодиев, портретист Альтман, патриарх абстракционизма Кандинский... А ещё хочется сохранить в себе всё то, на что ты положил годы, поставил, как на кон, карьеру...

В Первую мировую кадета Николая Суетина мобилизовали. Службу он проходил в Витебске. Там располагалась Народная художественная школа, где преподавал Марк Шагал. Оставаясь на службе, с 1918-й по 1922-й год Суетин в ней обучался. Сначала - в мастерской Марка Шагала, затем - Эля Лисицкого. В тот же период он знакомится с основоположником супрематизма Казимиром Малевичем и становится его верным учеником. Весной 1922-го года официально завершилась Гражданская война и была объявлена демобилизация. Малевич едет в Петроград, а за ним отправляются и его ученики - Суетин и Чашник. Естественным образом волны жизни прибивают их к Фарфоровому заводу. Всех троих определяют на завод в качестве "художников-композиторов" (т.е. создателей композиций). Малевич начинает разрабатывать новые формы, Суетин их расписывает, затем очень быстро переходит к самостоятельным проектам форм, которые оказываются, мало того, что авангардными, ещё и функциональными.

За столом слева направо: Суетин, Малевич, Чашник. Фото не позднее первой половины 1920-х годов, поскольку в 1922-м Чашнику исполнилось 20 лет, а в 1929-м он умер. Выглядит он старше Суетина (возможно, из-за костюма), хотя на самом деле младше его на пять лет! Фото взято из свободного доступа в интернете. ОР ГРМ, 1924.
За столом слева направо: Суетин, Малевич, Чашник. Фото не позднее первой половины 1920-х годов, поскольку в 1922-м Чашнику исполнилось 20 лет, а в 1929-м он умер. Выглядит он старше Суетина (возможно, из-за костюма), хотя на самом деле младше его на пять лет! Фото взято из свободного доступа в интернете. ОР ГРМ, 1924.

Малевич интересовался трёхмерными композициями постольку-поскольку, наиболее удобно ему было доносить свои эстетические идеи через рисунки на плоскостях - на листах или на холсте. Хотя какие-то вещи ультрамодернистской формы он и создал... Например, вот эту чашку (вернее, ПОЛУЧАШКУ (официальное название)... Но на роспись - оставил потомкам и ученикам.

А вот это уже - пример работы Суетина 1920-х годов.

Супрематическая чернильница. Автор формы и росписи - Н.М. Суетин. ГФЗ, 1923. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Супрематическая чернильница. Автор формы и росписи - Н.М. Суетин. ГФЗ, 1923. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Очень интересны графические композиции в один колер (чёрный на белом)...

А вот при создании этих композиций использовались разные цвета...

Все двадцатые годы авторитет Николая Суетина, как художника и скульптора, растёт. Он создаёт много интереснейших сервизов, занимается организационной деятельностью, связанной с учреждённой в 1920-м году К. Малевичем группой УНОВИС ("Утвердители нового искусства"). Триумвират Малевич-Суетин-Чашник считал своё творчество единым, и при устройстве выставок УНОВИСа индивидуально никто не подписывал своих работ, оттого нынешним специалистам в области искусства трудно определить - где композиция Малевича, где - Чашника, а где - Суетина. Эти трёхмерные предметы считаются произведениями Суетина...

В 1929-м скоропостижно умирает Чашник, а в 1935-м уходит из жизни К. Малевич. Суетин остаётся один - без Учителя и без Друга.

Сервиз "Бабы"("Хлебный") от 1930-го года имеет прямую отсылку к работам К. Малевича. Смотрим...

В галерее ниже представлен сервиз "Тракторный" ("Агроград. Орнаментальное построение"), 1931.

А эта фотография - ответ тем читателям, которые спрашивали в комментариях, продавали ли посуду в супрематической росписи, и кому (куда)...

Фото конца 1920-х годов. Взято из свободного доступа в интернете.
Фото конца 1920-х годов. Взято из свободного доступа в интернете.

В 1932-м году по рекомендации Ленинградского союза художников Николай Михайлович Суетин занимает должность художественного руководителя Фарфорового завода. Теперь его главная забота - вырастить из молодых талантливых художников завода настоящих Мастеров.

В скульптурной мастерской Фарфорового завода (слева направо): К.П. Коновалова, В.А. Лукин, Н.М. Суетин, Н.Я. Данько, А.Н. Капелько, В.И. Блохин. Ленинград, 1933. ОР ГРМ. Мне кажется, или Суетин "ревниво" скосил взгляд на Коновалову, которая проверяет качество исполнения вазы на форме "Крокус" - его детища? Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
В скульптурной мастерской Фарфорового завода (слева направо): К.П. Коновалова, В.А. Лукин, Н.М. Суетин, Н.Я. Данько, А.Н. Капелько, В.И. Блохин. Ленинград, 1933. ОР ГРМ. Мне кажется, или Суетин "ревниво" скосил взгляд на Коновалову, которая проверяет качество исполнения вазы на форме "Крокус" - его детища? Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
Н.М. Суетин в коллективе художников Фарфорового завода, 1934. Хотелось бы всех поимённо назвать, да отняли список, и негде узнать. Впрочем, кое-кого узнаю (Данько, Блак, Безпалова-Михалёва, Яцкевич). Последний справа - это не А.В. Воробьёвский ли часом? Впереди всех - не Протопопова ли? Кто подскажет другие имена из знатоков? Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
Н.М. Суетин в коллективе художников Фарфорового завода, 1934. Хотелось бы всех поимённо назвать, да отняли список, и негде узнать. Впрочем, кое-кого узнаю (Данько, Блак, Безпалова-Михалёва, Яцкевич). Последний справа - это не А.В. Воробьёвский ли часом? Впереди всех - не Протопопова ли? Кто подскажет другие имена из знатоков? Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

В 1935 году Суетин создал чайный сервиз и вазу к нему для массового производства. Лапидарная форма получила название "Крокус" (якобы она несёт ассоциацию с цветком, но я не заметил). Вазу расписывали разные художники в разных стилях. Сейчас художники на ИФЗ снова заинтересовались такой вазой, и расписывают её кто во что горазд!

Ещё одна ваза - форма называется "Овал". Роспись "Ситчик". Но ситчик - он тоже супрематический, состоящий из мелких одинаковых супрематических композиций. По сути - настоящий "ситчик"!

Ваза "Овал" в росписи "Ситчик". ЛФЗ, 1932-1935. Автор формы и росписи - Н.М. Суетин. Размеры: 21,6*12,3*7,3 см. Собрание Эрмитажа. Поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2948. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Ваза "Овал" в росписи "Ситчик". ЛФЗ, 1932-1935. Автор формы и росписи - Н.М. Суетин. Размеры: 21,6*12,3*7,3 см. Собрание Эрмитажа. Поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2948. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Вот ещё один интереснейший трёхмерный предмет, тогда не вышедший со стадии эксперимента - ваза "Архитектон". Прекрасно бы вписалась в "шестидесятые", но для "тридцатых" такое было - чересчур. Но Художник всегда опережает время. Такова его стезя. Иногда на десятилетия, иногда - на века.

Ваза "Архитектон" с каннелюрами (кто позабыл - каннелюрами называются идущие, в основном, вертикально желобки у ваз и колонн, часто покрывающие всю поверхность (не в нашем случае!); известны с античности). ЛФЗ, 1932-33-й годы. Автор формы - Н.М. Суетин. Размеры: 24,8х9,6*8,8 см. Собрание Эрмитажа. Поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2947. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Ваза "Архитектон" с каннелюрами (кто позабыл - каннелюрами называются идущие, в основном, вертикально желобки у ваз и колонн, часто покрывающие всю поверхность (не в нашем случае!); известны с античности). ЛФЗ, 1932-33-й годы. Автор формы - Н.М. Суетин. Размеры: 24,8х9,6*8,8 см. Собрание Эрмитажа. Поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2947. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Во время руководства художественной частью Фарфорового завода Н.М. Суетин прежде всего наставник и учитель молодых художников, обучающий их нюансам мастерства (замысел, композиционная задача, и затем только - её решение).

Несколько примеров работ мастеров ЛФЗ, когда вкусовыми пристрастиями завода "рулил" Суетин. Как видим, он отнюдь не подавлял другие направления, и до сих пор вызывает истое удивление и восхищение как разнообразие подходов к декору, так и высочайшее качество исполнения отдельных предметов и наборов (сервизов) от ЛФЗ тех времён (1930-е годы). Художники высочайшего мастерства!

Во время ВОВ... Пришли уточнения от читателя, и не просто читателя, а от советника директора АО "ИФЗ" А. Кучерова, которые вынудили меня радикально изменить данный абзац. Цитата: "Про войну - Суетин был 23 августа 41-го уволен с ГФЗ. Вернулся осенью 43-го и (трудился там) уже до своей смерти от инфаркта". Придётся немного объясниться с читателями. Суетин ни в чём не провинился. Шёл процесс эвакуации завода и мобилизации промышленности. В г. Ирбите (Свердловская область) не предполагалось выпускать посуду, - фронту требовался технический фарфор (в частности, свечи зажигания для автомобильных двигателей). Художники были не нужны. В 1943-м году, когда Фарфоровый завод начал возрождаться, тогда снова понадобились и художники.

А.А. Лепорская и Н.М. Суетин (сидят по разные стороны) - создатели выставки "Героическая оборона Ленинграда". Вместе с военными в зале, посвящённом партизанскому движению в Ленинградской области (которого, по сути и не было, а было жестокое уничтожение местного русского населения со стороны немецко-фашистских войск). 1944. Ленинград. ОР ГРМ. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я  ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.
А.А. Лепорская и Н.М. Суетин (сидят по разные стороны) - создатели выставки "Героическая оборона Ленинграда". Вместе с военными в зале, посвящённом партизанскому движению в Ленинградской области (которого, по сути и не было, а было жестокое уничтожение местного русского населения со стороны немецко-фашистских войск). 1944. Ленинград. ОР ГРМ. Фото взято из свободного доступа в интернете. Тут некто А.Кучеров требует, чтобы я ссылался на него, когда я признался, что многие фото с художниками 1930-х-1950-х гг. скачал с его страницы во ВКонтакте (хотя лично ему они, как понимаю, не принадлежат). Конечно, уже и не вспомню, откуда конкретно какие фото скачены, но хочется человеку получить ссылку, да пожалуйста - вот ссылка https://vk.com/id206919796.

Руководство художественной частью ведущего фарфорового завода страны проходило не без сложностей: в чём только его не обвиняли, и в первую голову - в формализме. Однако он продолжал трудится на ЛФЗ в той же должности вплоть до смерти в 1954-м году.

Несмотря на то, что он не дожил до второй половины 1950-х годов, когда в стране взрывоподобно создаются вещи в разных областях, формирующие самый яркий на тот момент стиль - ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ, большая лично его заслуга в победном марше этого стиля, конечно, есть. Достаточно посмотреть на великолепные работы того времени его вдовы - А.А. Лепорской, чтобы понять, что без его влияния "тут ничего бы не стояло" (приводить здесь их не буду - ей посвящу отдельную статью).

Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

.