«Моя тридцать пятая зима оказалась для меня самой тяжелой и грустной. Я стал немощным и разваливался по всем направлениям. Меня мучили сильные головные боли, одышка, боли в суставах и позвоночнике. Я почти не мог есть и исхудал так, что потерял обручальное кольцо. Лекарства приносили облегчение лишь на время, потом все повторялось, а боли становились все изощренней».
Так описывал свое состояние прославленный советский тяжелоатлет и олимпийский чемпион Юрий Власов, за спиной которого были десятки мировых рекордов. И вот, на тридцать шестом году жизни, этот богатырь начал превращаться в дряхлого старика.
Каждый день Юрий Власов просыпался с головной болью и мыслью о том, что же его старит, делает больным, отнимает радость жизни? Забегая вперед, нужно сказать, что олимпийский чемпион найдет ответ на этот вопрос, а вместе с тем избавиться и от всех болезненных состояний. Об этом поговорим чуть ниже, но сначала нужно вернуться в ту тяжелую для Власова зиму.
«Я был жалок и смешон»
Однажды во время катания на лыжах Юрий Власов по самые плечи проваливается под лед. А вокруг никого. Нужно спасаться самому. Это не так просто, лед крошится и не дает выбраться. А на улице – минус двадцать. И только спустя час Власов попадает в тепло.
Олимпийский чемпион заболевает. Врачи говорят «простуда» и назначают лекарства. Власов поправляется, но после первой же прогулки заболевает. Снова постельный режим, выздоровление, прогулка – и новая простуда. Так проходят весна, лето, осень, наступает новая зима.
– Я нахожусь в непонятном состоянии. Врачи озадачены и дают самые противоречивые рекомендации. Голова болит так, что хочется расшибить ее о стену. Кровоточат десны, нарушено пищеварение. Из-за одышки мне тяжело говорить. И все чаще приходит мысль: возможно, мой организм просто износился – и это конец. И я опускаюсь до того, что начинаю жаловаться всем своим знакомым. Тогда я был жалок и смешон, – из-за мыслей, которые посещали в тот период Юрия Власова, можно было легко опустить руки.
В тот период Власов много читает. Среди книг – автобиография протопопа Аввакума, который переносил нечеловеческие страдания и ушел из жизни не по своей воле. Последние годы Аввакум провел в яме, но и в этот период он не пал духом.
Юрий Власов задавался вопросом, что же помогало жить этому человеку, противостоять голоду, стуже, физическим страданиям. Ответ был найден в другой книге, в которой Власов узнал о цирковом артисте по имени То-Рама. Он демонстрировал публике способность «психического» обезболивания.
У То-Рама была своя история. Из-за тяжелого ранения врачи посчитали этого человека безнадежным. После такого заявления что-то внутри больного взбунтовалось. В его голове навязчиво крутилась только одна мысль: «Ты должен жить, ты не умрешь, тебе не больно». Безнадежный больной повторял это бесконечное число раз. А потом начало происходить что-то удивительное. С каждым днем этому человеку становилось все лучше и лучше.
«Люди стареют и слабнут не только из-за прожитых лет»
Юрий Власов понял, что причина его недугов в нем самом: в отношении к жизни, которое изменилось за время болезней, во взглядах на беды, в изношенной нервной системе.
– И тогда я сказал себе, что все верну и буду сильным, неутомимым до последнего вдоха. Тогда я не думал о том, сколько дней жизни мне осталось. Это было не главным. Главное, оставаться хозяином самому себе до последнего дня – это и было моей целью, – говорил Юрий Власов.
Как же он собирался достичь этой цели? Через тренировки и работу со своими мыслями. Но в то время Власов находился в таком состоянии, что тренировки были для него недоступны. Он решил начинать с прогулок.
Юрий Власов вспоминал, что первые выходы из дома давались ему с большим трудом. Его сопровождали родные. Тогда Власов мог лишь стоять у подъезда восемь-десять минут. Потом начинала кружиться голова, появлялся озноб.
Через месяц таких «прогулок» Юрий Власов мог уже отойти от подъезда на несколько сот метров. Когда он поворачивал назад, в глазах темнело, и мир вокруг начинал качаться. Он шел, повторяя себе: «Я все верну – и силу, и неутомимость».
Летом Власов купил себе велосипед. Сначала он мог проехать всего десять минут. Потом полчаса, потом час… Когда во время катания на велосипеде у Власова начинала болеть голова, он говорил себе: «Разве это боль? Ерунда! Я не знаю, что такое боль и головокружение».
Позже Власов начал избегать таких слов, как «боль», «болезнь», «больной». Во время тренировок, которые вскоре стали ежедневными, он твердил: «Я здоров! Я здоров!..».
У Юрия Власова все получилось. И это бала еще одна большая победа. Он снова стал активным и здоровым человеком. Юрий Власов говорил, что благодаря этому сложному периоду он понял, что жизнь является огромным даром. И это время нельзя проводить в сомнениях, тревогах, страхах. Жить нужно с мыслью о том, что безвыходных ситуаций не бывает, говорил Юрий Власов.