Волшебные обложки двух романов ленинградского фантаста Георгия Мартынова, вышедших в культовой серии "Библиотека приключений и научной фантастики" Детгиза. Многие мои ровесники хорошо помнят их и сейчас...
Впервые я увидел эти книги Георгия Мартынова на библиотечных полках, позже удалось обзавестись собственным томиком "Каллисто" (1957), а потом, значительно позднее, появились у меня и "Каллистяне" (1960). Хорошая пара получилась. Именно в таком исполнении я почти шесть десятков лет назад несколько раз брал их в библиотеке, пока они оттуда не исчезли, зачитанные в прямом или переносном смысле. Я тут ни при чём, мой том "Каллисто" без библиотечного штампа. Ещё в восьмидесятые выменял...
Незатейливое повествование о том, как на Землю опустились в огромном шарообразном звездолёте пришельцы с планеты Каллисто, обменялись с землянами знаниями и технологиями и улетели обратно, прихватив с собой двух советских учёных, вызвало в моём детском сердце тёплый отклик и неодолимое желание в чём-нибудь подобном поучаствовать лично.
Во второй книге дилогии после 11-летнего космического путешествия могучий каллистянский корабль доставил врача Пётра Широкова и астронома Георгия Синяева на оранжевую планету Каллисто в системе Сириуса. Земляне увидели коммунистическое общество в расцвете, были поражены размахом инопланетных научных открытий, культурой труда и быта каллистян. Чувство достоинства, прямота и чуткость обитателей Каллисто помогли молодым ученым быстро освоиться на чужой планете. Но пребывание на Каллисто стало грозить землянам гибелью из-за токсичного для них климата, и они были вынуждены отправиться в обратный путь.
Между прочим, обе книжки - первые прижизненные издания - были проиллюстрированы замечательным художником Львом Рубинштейном. Считаю, что Рубинштейн со своими оригинальными рисунками стал настоящим соавтором Мартынова. Кстати, Рубинштейн так же блестяще иллюстрировал и другие произведения ленинградского фантаста: от повести "Сестра Земли", вышедшей в сборнике "Мир приключений" за 1959 год, до романов "Звездоплаватели" (1960) и "Гианэя" (1965).
Вместе обе книги составляют роман "Каллисто". В 1962 году они были изданы под одной обложкой в серии "Библиотека приключений и научной фантастики" в том же Ленинградском отделении Детгиза, но у меня этой книги нет. Да и не надо. На полке стоит, конечно, лениздатовская книжка "Каллисто", вышедшая в 1989 году, но особого интереса она не представляет, у неё даже предисловия-послесловия нет. В 2015 году первая часть романа-эпопеи "Каллисто была издана "Амфорой". Обложки этих книг см. в галерее выше.
Как-то я спросил Бориса Стругацкого: "Какой он был человек, писатель Георгий Мартынов? И вот что Борис Натанович мне ответил: "По-моему, он был добряк. Он любил повторять: "Мечтать! Надо мечтать!" Это звучало у него как лозунг, как призыв. И он, безусловно, был романтик, - типичный Романтик с большой буквы, которые и тогда встречались не часто, а сегодня совсем повывелись, к началу 21-го века".
Есть в моей библиотеке и другие книги Георгия Мартынова. О романе "Гость из бездны" я здесь уже очень подробно писал. Об остальных вещах Мартынова мы ещё поговорим.
© Владимир Ларионов
#Мартынов #Рубинштейн #СоветскаяФантастика #библиотекаВЛ
Ещё о Георгии Мартынове в моём Дзене:
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова
Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-1
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-2
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-3
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-4
Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов
Ещё о старой советской фантастике в моём Дзене:
"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра
Татьяна Гнедина. Последний день туготронов
Пётр Гордашевский. Их было четверо
Шесть спичек братьев Стругацких
Лев Смехов. Фантастический художник
"На оранжевой планете" Леонида Оношко
Лётчик-фантаст Георгий Реймерс, автор книги «Северная корона»
Ближний прицел фантаста Владимира Немцова
Книги фантаста Георгия Гуревича в моей библиотеке