Продолжаем знакомство с материалом о творчестве ленинградского фантаста Георгия Мартынова. Прежде, чем читать эту запись, заинтересовавшимся стоит ознакомится с предыдущими её частям в моём Дзене, см. статью 1 и статью 2. В своём исследовании О. Ф. Хузе анализирует художественный метод и философию творчества писателя, исходя, естественно, из общественно-политической ситуации того времени, когда произведения Г. Мартынова выходили в свет.
"Фантастические астрономические сюжеты — только паруса времени и места действия, под которыми герои романов Г. Мартынова попадают в Общество Будущего, в коммунистическое бесклассовое общество на Земле или на фантастической планете Каллисто. Да и сам астрономический сюжет, как, например, гибель планеты Фаэтон, в конце концов тоже превращается в социальный сюжет о древнейшем гуманоидном фаэтонском человечестве, сумевшем спастись от космической катастрофы благодаря высочайшему уровню науки в отдаленные времена, когда на Земле еще не было разумной жизни.
В романах «Каллисто», «Гость из бездны», «Гианэя» писатель моделирует образ будущего общества от близкого к нам времени до отдаленных времен через два тысячелетия. Изображение жизни в будущем бесклассовому обществе основано на законах исторического материализма,' и фантастично лишь конкретное авторское виденье, моделирование частностей, обусловленное также исторически реальными причинами. Между изображаемым миром будущего и сегодняшней социалистической действительностью в сюжетах существует связь и неизбежность сравнения: каллистяне живут в бесклассовом обществе, среди советских людей они чувствуют себя как дома, но не вполне понимают сложность сосуществования и классовую борьбу между социалистическим и капиталистическим обществом. Герой романа «Гость из бездны» Волгин, воскрешенный могуществом науки через 1800 лет после смерти в XX веке, видит жизнь в коммунистическом обществе на Земле глазами нашего сегодняшнего современника. Вместе с персонажами романов читатели «видят» свою сегодняшнюю советскую современность из дали веков, «расширяют» время, находясь как бы одновременно в сегодняшнем дне реально, в завтрашнем дне—авансом, ибо завтрашний день — по неизменному закону течения времени — наступит, и, следовательно, он тоже реален.
В романах Мартынова жизнь общества изображена панорамно, укрупнёнными картинами. Частная жизнь попадает в поле зрения эпизодически или составляет побочный, необязательный «виток» сюжета. Писатель основное внимание отдает проблемам социальной психологии коммунистического общества.
Пожалуй, - это ключевая творческая проблема всей современной литературы социалистического реализма: что же движет поступками людей, когда исчезли конфликты частнособственнического мира, жажда накопления богатства, борьба за личную власть, за превосходство ради личной выгоды и т. п. Если в наше время вспыхивают в частном быту конфликты подобного рода, мы и оцениваем их как атавистические пережитки. Мартынов не видит оснований для живучести собственничества, эгоизма, эгоцентризма как причин конфликтов в жизни будущих поколений. В бесклассовых обществах будущего в романах
Мартынова изображены положительные герои, и только положительные. Писателя привлекает больше всего изображение социальной психологии, выяснение, что именно объединяет и роднит людей друг с другом. Эта проблема очень важна для нашего времени, особенно для подростков и юношества, так как помогает разобраться во взаимоотношениях «Я и советское общество», понять, в чем ценность каждого человека.
В книгах Мартынова показывается, что психологическая совместимость — исторически сложившаяся особенность труда в коллективах научных, производственных и иных, где люди выполняют общее дело. Закон социализма и коммунизма начинается с определения роли личности в жизни общества: «каждый по способностям». Развитие способности каждого — громадная программа деятельности общества. И естественно, что в романах Мартынова этой проблеме отдастся много внимания. И в «Каллисто», и в «Госте из бездны» интересны главы об общеобразовательной школе будущего: это своеобразная школьная республика, где не только учатся, но живут в интернате, участвуя в самоуправлении. В школьные годы получают подготовку для выбора будущих занятий по способностям. Способности разнообразны и во всем своем разнообразии нужны обществу.
Молодым ученым, инженерам общество дает все условия для любимого дела. Петр Широков и Синяев получают разрешение лететь на Каллисто именно потому, что их способности и увлеченность гарантируют наилучшие результаты. В романе «Гианэя» молодые ученые и инженеры Виктор Муратов и его друзья настойчиво исследуют странные «небесные тела» вблизи Земли. В романе «Гость из бездны» изображается общепланетарная панорама разнообразной деятельности людей: огромный коллектив ученых и изобретателей разных приборов занят великим биолого-медицинским экспериментом—попыткой возвращения жизни телу человека, умершего восемнадцать веков тому назад.
Медицина этого времени в состоянии продлевать жизнь любому человеку по сто желанию. Как раз «по желанию» и есть основной закон для личности: во всех случаях человеку дано право выбора, даже в вопросе о сроке смерти. С «воскрешением» Волгина и образовалась неслыханная конфликтная ситуация: наука производила эксперимент без согласия объекта эксперимента. Будет ли воскрешенный счастлив своим возвращением в жизнь, где все незнакомо ему? И хотя врач Люций получил разрешение, мнение человечества разделилось, и Люций принял на себя бремя нравственной ответственности за судьбу Волгина.
В том же романе изображается общепланетарное деяние нескольких поколений землян в космическом пространстве Солнечной системы. Человечество взялось за уничтожение пояса астероидов между Марсом и Юпитером, чтобы очистить место старой орбиты планеты Фаэтон для планеты Новый Фаэтон, которая наукой фаэтонцев превращена в своеобразный космический корабль, возвращающийся от звезды Беги на родину фаэтонцев.
Тысячи и тысячи землян ради этого труда солидарности и братства с фаэтонцами построили города и рабочие базы на «нежилой» планете Марс. Отсюда отправляются ежедневно «космические истребители» на опасную работу по раздроблению и распылению астероидов. Здесь люди работают также добровольно, по своему выбору, не ожидая ни почестей, ни наград. Здесь нужны люди особого склада, способные мгновенно принимать верные решения, действовать быстро под угрозой гибели. Так оно и случилось с экипажем «истребителя», на который попал Волгин, желавший вблизи посмотреть, как разрушают астероиды. Космолетчик— рабочий Керри — и два его товарища успели, теряя сознание, прикрыть Волгина защитной тканью и подтянуть к нему кислородную трубку, но сами они погибли.
Землян Широкова и Синяева на «Каллисто», как и Волгина через 1800 лет на Земле, поражает спокойная организованность повседневной жизни людей. Автоматы обслуживания быта миниатюрны, малозаметны и предназначены не мешать людям, почему и получается, что уборка городов и жилых комнат происходит как бы сама собой. Из бесед с людьми и по личным наблюдениям Волгин уясняет, что немало людей в Ленинграде того времени занято в обслуживании восемнадцатимиллионного населения города — учетом потребностей населения, организацией доставки необходимого во все пункты города. Фантастическое для нас развитие общепланетарной видеосвязи и всех видов удобного транспорта сблизило и породнило людей Земли без различия специальностей и образования.
Научно-фантастический социальный роман о бесклассовом обществе, по существу, требует от писателя такой огромной разносторонней эрудированности и построения множества отдельных частных гипотез, что едва ли этого можно требовать от одного автора, впервые осветившего подросткам образ грядущего, основание которому создает советское общество с октября 1917 года. Далекие потомки в романе Мартынова ведут счет Коммунистической эры с 1917 года.
В книгах Мартынова явственно и четко узнается родственность сегодняшнего социалистического бытия и коммунистического завтра. Это качество произведений высоко поднимает политическую воспитательную ценность их для подростков и юношества, так как правильно, научно и наглядно моделирует перспективу преемственности исканий и труда поколений.
Не менее важно внимание писателя к проблеме личности; к обязанности развить свои способности, найти себя в труде, увлекающем и удовлетворяющем ум, чувства, совесть; сознавать личную ответственность за выбор своих решений и дорог.
Собственно, романы Г. Мартынова — публицистика в форме научной фантастики в духе благородной традиции «Города Солнца» Фомы Кампанеллы и «Острова Утопии» Томаса Мора.
Конечно, в романах Мартынова читатель не найдет ответа на многие волнующие вопросы: как, например, представляет автор роль спорта и искусства в жизни общества будущего? Наивной кажется «архитектурная самодеятельность» в городах каллистян, но появление подобной «художественной гипотезы» отнюдь не прихоть автора. Он пытается ответить на главный вопрос — о постоянном факторе очеловечивания — о роли труда в жизни человека на любом уровне цивилизации. Человеку необходим разнообразный труд, в том числе и мускульный. Каллистяне ждут утренних объявлении о потребностях на единовременный труд; каллистянский научный работник добровольно, с охотой доставляет багаж Синяева и Широкова. Каллистяне взволнованы решением совета планеты сократить до двух часов предоставляемый всем общеполезный труд. Мало часов труда «в общий котел» общества — вот причина недовольства и волнения.
Потребность в труде для полноценной, интересной жизни, в труде по способностям, является главной чертой психологии свободного человека. В романах Мартынова главным двигателем действий людей всегда является их пытливость, страсть к познанию до риска, бесстрашие перед неожиданностью, взаимопомощь,— вспомните все романы, начиная от «Звездоплавателей».
На этом пока остановимся. Окончание скоро воспоследует.
Ещё о Георгии Мартынове в моём Дзене:
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ (начало размещённой выше статьи)
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ. Продолжение-1
ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ. Продолжение-3
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов
Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова
Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич
Фантаст Георгий Мартынов - романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")