Найти в Дзене

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ФАНТАСТ. Повесть "220 дней на звездолёте"

Я давно грозился разместить здесь давнюю и мало кому нынче известную (нет её в сети) статью Ольги Хузе "Георгий Мартынов - писатель фантаст", посвящённую жизни и произведениям известного ленинградского фантаста Георгия Мартынова, но никак руки не доходили, а ведь эта статья, пожалуй, самый первый объёмный обзор творчества и фактов биографии Георгия Сергеевича. На материале и выводах этой статьи, напечатанной в 1973 г. в сборнике "О литературе для детей", базируются многие последующие исследования творчества писателя. Ладно, попробуем начать делать обещанное к 118-летию со дня рождения Г. Мартынова...

Фото Георгия Мартынова, опубликованное в его книге "Гость из бездны" (1962 г.).
Фото Георгия Мартынова, опубликованное в его книге "Гость из бездны" (1962 г.).

Но сначала несколько слов об авторе статьи. Ольга Фёдоровна Хузе родилась в 1909 году. В 1926 г. поступила на литературное отделение при Государственном институте истории искусств, закончила его в 1930 г. со званием литературоведа и специализацией редакционного работника. Еще до окончания института начала работать в районной детской библиотеке Петроградского района Ленинграда, и вся её дальнейшая жизнь была постоянно связана с книгами и библиотеками. С конца 1937 г. до 31 марта 1942 г. О. Ф. Хузе возглавляла читальный зал детской библиотеки Фрунзенского района. В эвакуации она была назначена первым директором Курганской областной библиотеки и проработала в Кургане до середины 1951 г. Вернувшись в Ленинград, Ольга Хузе многие годы проработала редактором Ленинградского отделения издательства «Детская литература», писала о книгах для детей, была постоянным автором журнала "Звезда". Лично знала почти всех ленинградских писателей, состояла в переписке с Александром Твардовским, Василием Гроссманом, Константином Фединым, Павлом Антокольским, Александром Кроном.

Ольга Фёдоровна Хузе. 1940-е годы
Ольга Фёдоровна Хузе. 1940-е годы

Ленинград - город фантастике далеко не чужой. Именно здесь Алексей Толстой написал "Гиперболоид инженера Гарина". На берегах Невы жил и работал автор "Человека-амфибии" Александр Беляев. В 1942 году Беляева не стало, но спрос на такого рода литературу с его смертью, конечно, не прекратился. И тогда критик С. П. Полтавский и сотрудницы Ленинградского филиала Дома детской книги О. Ф. Хузе и В. А. Макарова стали собирать авторов, пробующих себя в этом жанре. Постоянными посетителями Дома детской книги стали Леонид Борисов, Лев Успенский, Геннадий Гор, Даниил Гранин, Вадим Шефнер, Евгений Брандис. Бешеным спросом у читателей конца пятидесятых пользовались произведения Георгия Мартынова. Кстати, именно Ольга Федоровна Хузе была редактором романов Мартынова "Каллисто" (1957) и "Каллистяне" (1960), которые вышли в культовой серии «Библиотека приключений и научной фантастики» общим тиражом 180 тысяч экземпляров. Это говорит о том, что Ольга Хузе и Георгий Мартынов общались, совместно работали над текстом, Ольга Фёдоровна довольно близко знала писателя.

Форзац книги Г. Мартынова "220 дней на звездолёте" (1955).
Форзац книги Г. Мартынова "220 дней на звездолёте" (1955).

Вот теперь можно перейти и к статье. Ольга Хузе пишет: "Однажды, в 1953 году в приемную редакции Ленинградского отделения Детгиза пришел незнакомец — высокий, подтянутый немолодой человек. Незнакомец принес директору издательства рукопись научно-фантастической повести «Мир угасающей жизни». Нет, он вообще не печатался нигде, никому не предлагал свою рукопись. Он — инженер-электрик на заводе. Оставляя рукопись у секретаря редакции, он заполнил авторскую карточку: Мартынов, Георгий Сергеевич. 1906 год рождения.

Сорок семь лет. Не поздновато ли для начинающего автора?

Содержание рукописи не поражало свежестью темы — снова Марс! Не выделялось изобретательностью сюжета — космический полет Земля — Марс — Земля. Не привлекало яркостью художественных средств: как будто никакой «художественности» и нет, а просто «сама жизнь», «как оно было». Фантастическое, небывшее воспринималось как совершившееся, даже обычное, неудивительное. Может быть, этим тоном достоверности она впечатляла, как остросовременная повесть о событиях, которые вот-вот произойдут. Повесть пришла вовремя, как раз в начале космической эры: через восемь- лет, в феврале 1961 года, из СССР была отправлена к Венере первая межпланетная автоматическая станция «Венера-1», а 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый землянин Юрий Гагарин.

Рукопись Георгия Мартынова была принята издательством и в 1955 году вышла под названием «220 дней на звездолете» (в серии «Библиотека приключений и на-учной фантастики»).

С того времени прошло 16 лет бурного развития космонавтики, и многое в повести Г. Мартынова выглядит упрощенным, особенно в деталях полета и оборудования советского и американского звездолетов. Но Г. Мартынов захватывает читателя психологической атмосферой организации первого полета с Земли на Марс: в повести несколько даже гротесково изображается соперничество США с СССР в освоении космоса. Американский космонавт трагически погибает только потому, что хочет установить американский приоритет прибытия на Марс. В центре внимания автора, а потому и в центре внимания читателей-подростков, экипаж советского звездолета. Сейчас читатели имеют возможность сравнить рассказы советских космонавтов с вымыслом Г. Мартынова. И надо признать, что писатель глубоко верно представил атмосферу единомыслия, дисциплины и товарищества в коллективе советского звездолета. Это не только психологическая совместимость, но проявление новой психологии, сформированной советским обществом. Экипажу достается тяжкое испытание: командир его, Камов, отправившийся на вездеходе на территорию Марса, не вернулся к строго назначенному времени старта в обратный путь. Отлет не может быть задержан или отменен, так как при любой задержке звездолет рискует не вернуться на Землю. Как ни подавлены члены экипажа, как ни страдают они, по заместитель Камова Белопольский выполняет высший долг: должно быть сделано все, чтобы с честью завершить первый полет па Марс, это долг перед Родиной и человечеством.

Рассказ о непредвиденной задержке Камова на Марсе и трагических последствиях этого случая производит сильное нравственное впечатление на подростков: нет и не может быть никаких оправданий нарушения дисциплины, обязательной для всех, как закон. Чудесно-сказочным выглядит возвращение Камова на Землю на брошенном американском звездолете. Читатели понимают, что этого «хорошего конца» могло и не быть, окажись на месте Камова журналист Мельников.

2 декабря 1971 года произведена мягкая посадка спускаемого аппарата па поверхность планеты Марс с советской автоматической орбитальной станции «Марс-3». Советская наука и техника блистательно решают сложнейшие вопросы и сохраняют приоритет в исследовании космического пространства Солнечной системы. Автоматические приборы уходят в разведку первыми. На поверхность Луны уже ступила нога человеческая: трижды сходили на лунный грунт американские космонавты. Когда будет предпринят первый полет человека к Марсу?

Видимо, не так уж скоро. И повесть «220 дней на звездолете» еще будет волновать загадками, так как приборы собирают информацию—и только. Объяснить тайны мрачного Марса сможет разум человеческий, посетив эту негостеприимную планету.

В 1956 году, когда Георгию Мартынову исполнилось пятьдесят лет, он оставил привычную работу инженера-электрика ради литературного труда. В течение пяти лет между 1955 и 1960 годами были написаны для подростков и изданы в Детгизе научно-фантастический роман «Каллисто» в двух томах, трилогия «Звездоплаватели» — в Лениздате в 1960 году. В эти же годы был написан «взрослый» роман — «Гость из бездны», который впервые публиковался в сокращенных вариантах в журналах «Смена» и «Искатель» в 1961 году, а отдельным изданием вышел в Лениздате в 1962 году..."

Прервёмся. Продолжение следует!

Ещё о Георгии Мартынове в моём Дзене:

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ (продолжение этой статьи)

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ. Продолжение-2

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ. Продолжение-3

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")

Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов

Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова

Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич

Фантаст Георгий Мартынов - романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")

Фэнтези
6588 интересуются