Найти в Дзене

Что написал фантаст Георгий Мартынов, кроме романов

Пора "закруглять" октябрьскую серию публикаций на Дзене о ленинградском писателе-фантасте Георгии Мартынове, приуроченную мною к 118-летию со дня рождения Георгия Сергеевича (15 октября нынешнего года). Добавлю несколько слов о его произведениях малой и средней формы.

В 1959 г. в 5-м выпуске альманаха "Мир приключений" была напечатана повесть Мартынова "Сестра Земли", ставшая второй частью романа-эпопеи "Звездоплаватели". То есть, "Сестра Земли" стала доступна читателям спустя примерно четыре года после выхода первой книги эпопеи "Звездоплаватели", которая, как вы помните, называлась "220 дней на звездолёте" (1955). Герои повести, отважные советские космонавты летят на Венеру, встречают там разумных обитателей, разгадывают всяческие загадки, включая тайну гибели планеты Фаэтон, и даже находят вполне исправный звездолёт инопланетян. Приключений у них на Венере - выше крыши...

В том же 1959 году в лениздатовском сборнике "В мире фантастики и приключений" опубликован рассказ Г. Мартынова "Невидимая схватка". Нелегально пересечена граница СССР, поднятые по тревоге бдительные советские пограничники почему-то никак не могут нарушителя перехватить. И только благодаря таланту и опыту русского профессора Леонидова коварный шпион, владеющий гипнозом и аппаратом, усиливающим воздействие гипноза, задержан. Это, явно не лучшее произведение Мартынова, с 1959 года было переиздано лишь однажды: в 2017 году, да и то в "Престиж Буке" (о доступности книг этого издательства многие любители старой советской фантастики представление имеют). Тем не менее, сборник "В мире фантастики и приключений" в 1959 году и в последующие годы на полках книжных магазинов и библиотек не залеживался. Рассказ у Георгия Мартынова - единственный, более к короткой форме писатель не возвращался, предпочитая работать над романами и повестями. Правда, была у него в 1973 году вещь, которую одни считают рассказом, а другие (в том числе и я) - повестью. Называется она "Совсем рядом" (1973). Но о ней - чуть позже.

В 1971 году в сборнике "Тайна всех тайн", продолжающем серию "В мире фантастики и приключений" Лениздата, составленном известными ленинградскими исследователями и популяризаторами фантастики Евгением Брандисом и Владимиром Дмитревским, вышла новая повесть Мартынова "Кто же он?". Между её появлением и упомянутым выше рассказом прошла дюжина лет, за это время изданы четыре крупных произведения писателя - дилогия "Каллисто" (1960) и романы "Гость из бездны" (1962), "Спираль времени" (1966), "Гианэя" (1971). Фантаст Георгий Мартынов уже широко известен и достаточно популярен. Кстати, считается, что самая лучшая книга Мартынова - "Гианэя", но я, в детстве несколько раз перечитавший роман "Спираль времени", до сих пор лучшим у него считаю именно "Спираль". Захватывающий сюжет с путешествием по спирали времени и глубоким погружением в прошлое (древние атланты, русичи из XIII века, монгольские воины Субудай-нойона), с машинами пространства, с любопытным взаимодействием высокоразвитых обитателей планеты Жван и землян XXII века...

Тайна всех тайн. - Л.: Лениздат, 1971 г. Серия: В мире фантастики и приключений. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Спицына. Тираж: 100000 экз.
Тайна всех тайн. - Л.: Лениздат, 1971 г. Серия: В мире фантастики и приключений. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации С. Спицына. Тираж: 100000 экз.

И вот после этого грандиозного космического калейдоскопа в романах с непременным участием загадочных пришельцев Мартынов пишет повесть "Кто же он?", вещь военно-приключенческую, почти реалистическую. Фантдопущение в ней лишь одно - создан прибор умножающий гипнотическое воздействие человека на человека. Секреты гипноза и гипнотического состояния явно интересовали Мартынова, ведь в повести писатель использует главную идею своего старого рассказа "Невидимая схватка" (1959), сделав её сюжетообразующей для фантастического детектива. В гостиничном номере застрелился Николай Михайлов, в прошлом - партизан, герой... Капитан Афонин и начальник МУРа полковник Круглов ведут расследование, разгадывая тайну личности Михайлова.

Шмуцтитул художника О. Спицына к повести Г. Мартынова "Кто же он?" в сборнике "Тайна всех тайн" (1971).
Шмуцтитул художника О. Спицына к повести Г. Мартынова "Кто же он?" в сборнике "Тайна всех тайн" (1971).

В двух вышеупомянутых произведениях писатель отказался от своего коронного фантастического направления, традиционно подразумевающего непременную встречу с представителями иных цивилизаций, а заодно - и с прекрасным Будущим (см. описание замечательной жизни на планете Каллисто в дилогии "Каллисто" или процветающей Земли в романе "Гость из бездны"). В рассказе "Невидимая схватка" и повести "Кто же он?" нет того пересечения разных вселенных, которое давало Мартынову мощный ресурс для описания достижений дружелюбных цивилизаций и рассказа об испытаниях, которым подвергаются на трудном пути прогресса человеческие характеры и привычки. Держась проторенной личной "фантастической колеи", писатель всегда располагал широчайшими возможностями для демонстрации нового мироустройства и отношений, лишённых старых условностей (как это было, например, в "Гианэе"). Может быть поэтому "некосмические", приземлённые (во всех смыслах этого слова) произведения Мартынова уже не имели того читательского успеха, что был у романов... Возможно и другое объяснение: неутомимый мечтатель Мартынов устал. С годами, летящими за окном его кабинета, с возрастом и навалившимися болезнями угас всегдашний завидный энтузиазм писателя, иссяк безудержный оптимизм.. Да и в целом в шестидесятые годы прошлого века ситуация в фантастике изменилась, появились новые темы, новые имена...

Ещё одна повесть Мартынова "Незримый мост", ставшая заглавной в одноименном антологии, составленной Е. Брандисом (Л.: Детская литература, 1976 г.), тоже особого успеха не снискала. Провинциальный город Н...ск в этой повести становится ареной странных событий: на несколько часов необъяснимым образом исчезают (а потом возвращаются, но в другую локацию) животные и люди. При этом они не страдают и не испытывают дискомфорта. Более того, кто-то следит за их здоровьем, исцеляет травмы и увечья: пропавшую трёхлетнюю Анечку находят упакованной в волшебную чёрную плёнку (ассоциации, конечно, возникают не очень приятные), чтоб не замёрзла (девочка исчезла из квартиры в одной рубашонке); расстрелянного шестью выстрелами в упор непосредственно в отделении милиции быка (быка не из боевиков девяностых, а настоящего быка-производителя симментальской породы) находят в пятнадцати километрах от города живым и полным сил (как бык оказался в кабинете начальника милиции Н...ска, не спрашивайте, читайте повесть); а у полковника Хромченко, начальника областного Управления, потерявшего несколько лет назад в автомобильной катастрофе правую ступню, появляется новая ступня, правда, с шестью пальцами и заострёнными конусообразными, чуть зеленоватыми ногтями.

Шмуцтитул художника Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Незримый мост" в сборнике "Незримый мост"  (1976).
Шмуцтитул художника Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Незримый мост" в сборнике "Незримый мост" (1976).

Чьи это шутки? Происки врагов? Эксперименты пришельцев? Автор даёт объяснения скороговоркой, ближе к финалу произведения, хотя повествование в целом развивается очень неторопливо, порой просто увязая в перечислении незначительных бытовых деталей и обстоятельств. Тем не менее, внимательный читатель понимает, что Мартынов в повести "Незримый мост" снова вернулся к своему излюбленному исследованию разнообразных вариантов Контакта.

В 1976 году в ленинградском отделении издательства "Детская литература" стотысячным тиражом вышел полный вариант "Незримого моста" под названием "Сто одиннадцатый. Хроника Н...ских событий". Расширенный вариант повести включал более подробную "инопланетную" линию, из которой читатели узнали, что происходящие в Н...ске события - первый контакт с представителями иной цивилизации, нуждающейся в помощи. Пришельцы умеют перемещаться в подпространстве вместе со всей своей планетой.

Спасаясь от приближающегося неминуемого взрыва родного светила, они отправились в путь в поисках подходящей для жизни звёздной системы. Изучая землян и контактируя с ними, инопланетяне понимают, что люди готовы предоставить неожиданным гостям возможность обосноваться в Солнечной системе и даже предложить им для поселения земные океаны. Ведь пришельцы — амфибии. Проявляют они себя поначалу довольно странно, см. примеры, приведённые выше... Чужие - они чужие и есть, не во все земные тонкости сразу въезжают. И всё-таки обычно инопланетяне у Мартынова - существа положительные. Хотя в романе "Гианэя" пришельцы, с корабля которых явилась землянам Гианэя, хорошими вовсе не были, да и сама Гианэя поначалу - тоже.

В 1973 году в ленинградском Детлите в знаменитой серии "Библиотека приключений и научной фантастики" вышел сборник фантастики отечественных и зарубежных авторов "Талисман", детище уже знакомых нам составителей Брандиса и Дмитревского. В нём была напечатана небольшая повесть Георгия Мартынова. "Совсем рядом". На этот раз автор отправляет своего героя в путешествие во времени... А начинается повесть так: "В кафе Ленинградского дома писателей сидела группа фантастов. Нас было четверо. Разумеется, разговор очень быстро перешел на фантастические темы. В полукруглом зале кафе мы были одни, если не считать человека средних лет, сидевшего в некотором отдалении от нас...". Разве мог я подумать, читая в сборнике "Талисман" эти строки в начале семидесятых, что сам через дюжину лет буду посиживать с фантастами в этом уютном кафе, и не единожды... К несчастью, в 1993 году Дом писателя на Шпалерной (бывшая ул. Воинова) сгорел, легендарное кафе внутри него, естественно, тоже сгорело...

Шмуцтитул Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Совсем рядом" в сборнике "Талисман" (1973).
Шмуцтитул Л. Рубинштейна к повести Г. Мартынова "Совсем рядом" в сборнике "Талисман" (1973).

Но я отвлёкся. Ведь в нашей памяти - всё совсем рядом... А в повести "Совсем рядом" писатель-фантаст Георгий Мартынов предлагает нам поразмышлять над вопросами: "Что, если возможно существование мира параллельного нашему? Что, если в этом параллельном мире существует планета, идентичная Земле, с единственным отличием: время там течёт в обратную сторону? Что если её обитатели войдут в контакт с одним из землян?".

На этом я приостановлю свои экскурсы в творчество Георгия Сергеевича Мартынова, 118-летие со дня рождения которого отмечу 15 октября. Не исключаю, что ещё вернусь к этому писателю, но сейчас меня ждут судьбы других отечественных фантастов и написанные ими книги.

Форзац книги Г. Мартынова "Сто одиннадцатый", выполненный художником Л. Рубинштейном.
Форзац книги Г. Мартынова "Сто одиннадцатый", выполненный художником Л. Рубинштейном.

Добавлю, что многие произведения Георгия Мартынова (и романы, и повести в разных сборниках) иллюстрировал Лев Рубинштейн. Этот художник талантливо визуализирующий образы героев Мартынова, показывающий на своих рисунках невероятную космическую технику будущего, демонстрирующий оригинальный футуристический антураж, стал полноценным соавтором ленинградского фантаста. Я уже писал о Рубинштейне на Дзене. См. статью (с картинками): "Художник Лев Рубинштейн - виртуоз фантастической иллюстрации".

Ещё о Георгии Мартынове в моём Дзене:

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-1

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-2

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-3

ГЕОРГИЙ МАРТЫНОВ - ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ-4

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")

Фантаст Георгий Мартынов - 118 лет со дня рождения

Два финала «Гианэи» фантаста Георгия Мартынова

Два Георгия: Георгий Мартынов и Георгий Гуревич

Фантаст Георгий Мартынов - романтик с большой буквы (эпопея "Каллисто")