Найти тему
2,4K подписчиков

Российский аэропорт-призрак: невероятная история спасения рейса 514

4K прочитали

Катастрофический сбой в оборудовании оставил самолет без приборов, связи и с двигателями, которые вот-вот остановятся. Единственный вариант выжить для 81 пассажира - приземлиться в несуществующем аэропорту.

Здравствуйте читатели «Фабрики мистики», эта история произошла 7 сентября 2010 года с экипажем самолета выполнявшего внутренний регулярный рейс из города Удачного в московский международный аэропорт Домодедово. Для этого внутреннего рейса протяженностью около пяти с половиной часов использовался самолет Ту-154.

Командовал самолетом капитан Евгений Новоселов (41 год), с налетом в 8500 часов. Его сопровождал первый помощник и второй пилот Андрей Ламанов (43 года) налет - 10 500 часов. Бортинженером был Сергей Талалаев , а штурманом Рафик Каримов. Экипаж был укомплектован 5 бортпроводниками . Кроме того,на борту присутствовали 72 пассажира , таким образом, общее количество человек в самолете составляло - 81 человек.

Ту-154 RA-85684
Ту-154 RA-85684

Прошло три с половиной часа. Самолет находился на крейсерской высоте 34 800 футов, пролетая над городом Усинский и все проходило вполне нормально, пока внезапно не отключился автопилот . Пилоты удивились этому, так как не было никакой очевидной причины для его отключения. Они принялись повторно включать его. Однако автопилот отказывался реагировать на команды пилотов, которые уже приступили к выполнению установленного для такого случая инструкций.

Внезапно электрические системы начинают отключаться одна за другой. Навигационная система также отключилась. Капитан Новоселов пытается связаться с авиадиспетчерской службой , но связь также не работает. Они одни в металлической птице и городов в поле зрения нет. Все еще пытаясь осмыслить происходящее, Новоселов получает еще одну плохую новость от своего бортинженера: электронасосы тоже перестали работать. Без них подача топлива к двигателям скоро прекратится. Подсчитав, что максимум у них в запасе около 30 минут, они выходят за пределы облачного слоя, и обнаруживают пустынную панораму.

На Ту-154 основные топливные баки находятся в крыльях и есть еще один дополнительный бак, из которого топливо поступает непосредственно в двигатели. Если перестают работать электронасосы, перекачивающие топливо в бак, двигатели останавливаются. Без приборов и с почти остановленными двигателями у экипажа Ту-154 остается только один вариант: спускаться ниже облаков и искать место для посадки в сложившейся аварийной ситуации. Капитан Новоселов инициирует маневр снижения, видя под самолетом лишь огромный лес, пересекаемый длинной рекой.

У Новоселова нет выбора: ему придется совершить вынужденную посадку в реку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экипаж рейса 514 начинает мысленно готовиться к этому повороту событий, когда вдруг вдалеке они видят... Нет, этого не может быть... это... Взлетная полоса! Как это возможно?! Она прямо посреди леса! На аэронавигационных картах этого места нет! Как может быть взлетно-посадочная полоса в лесной глуши?!

Этот невозможный аэропорт — был единственным спасением, поэтому Новоселов продолжил двигаться по направлению к нему. Но чем ближе становилась полоса, тем больше пилоты задавались вопросом «Будут ли поблизости другие самолеты?», ведь без связи они подвергнутся столкновению с другим самолетом... Но пилоты уже выровняли самолет к этой странной взлетно-посадочной полосе и начали снижение.

Вид из кабины пилотов Ту-154
Вид из кабины пилотов Ту-154
Все были готовы к тому, что приземлиться там будет сложно. Ту-154 нужна взлетно-посадочная полоса около 2200 метров, чтобы безопасно остановиться. Полоса в лесной глуши имела размер около 1325 метров.

Пилоты попытались выпускать закрылки, но они не выпускались! Люфтов тоже нет! Как они собираются приземлиться на такой короткой взлетно-посадочной полосе? У Новоселова появилась идея. Он приказывает бортпроводникам переместить пассажиров в переднюю часть самолета. Этот вес поможет при торможении за счет увеличения давления устройства.

Наконец, они переходят к посадке. Самолет начинает снижаться, но Новоселов понимает, что скорость снижения недостаточна. Если они приземлятся, то полосы не хватит, чтобы остановить самолет , поэтому они пропускают заход на посадку и уходят на второй круг.

Через несколько минут, закончив разворот, рейс 514 переходит к новому заходу на посадку, но экипаж уже очень обеспокоен. Они знают, что двигатели могут заглохнуть в любой момент.

Со второй попытки благополучно приземлиться не удалось. Третья попытка и... скорее всего последняя. Если они этого не сделают, то Ту-154 будет очень сложно сделать новый заход на посадку до остановки двигателей.

Самолет начинает третий заход на посадку. Рейс 514, наконец, приземляется на скорости, значительно превышающей рекомендуемую. Самолет начинает останавливаться, но скорость по прежнему большая. Ту-154 сходит с полосы и врезается в деревья. Звук ударов оглушительный. К счастью, самолету удается остановиться. Если бы загорелись топливные баки, могла произойти катастрофа , но он устоял. Все на борту целы.

Ту-154 после посадки
Ту-154 после посадки
Ту-154 после посадки
Ту-154 после посадки
Ту-154 после посадки
Ту-154 после посадки

Уже через полгода , 23 марта 2011 года, отремонтированный Ту-154 вновь вылетел из аэропорта Ижмы в Ухту, а затем в Самару, где был завершен окончательный ремонт.

Ту-154 после ремонта
Ту-154 после ремонта

Расследование показало , что полный отказ бортовых систем произошел из-за «теплового разгона» , который привел к перегреву батарей, питающих системы самолета. И капитан Новоселов, и второй пилот Ламанов были удостоены звания Героев Российской Федерации . Со своей стороны, остальные члены экипажа получили «Орден Доблести».

Экипаж на встрече с президентом Д.А. Медведевым (2010 год)
Экипаж на встрече с президентом Д.А. Медведевым (2010 год)

А что касается "аэропорта-призрака", откуда он там? Ведь его нет на карте!

Этим «чудом» мы обязаны человеку по имени Сергей Сотников , который до выхода на пенсию был директором вертолетной площадки в Ижме. В течение 12 лет, после закрытия аэродрома, где располагалась вертолетная площадка, Сотников содержал единственную взлетно-посадочную полосу в идеальном состоянии. Ни один самолет не приземлялся там, и никто не платил ему за это! Он не был обязан это делать, так как его об этом никто не просил, но упрямство и любовь к своему аэропорту заставили Сотникова сохранить единственную взлетно-посадочную полосу на аэродроме в целости и сохранности. Это спасло жизни пассажиров и экипажа рейса 514. Позднее Сотников был награжден Президентом России.

Без этого «чудо-аэродрома», возникшего из ниоткуда, судьба 71 пассажира и 9 членов экипажа Ту-154 сложилась бы совсем иначе..

Вам также будет интересно прочесть эти статьи:

Катастрофический сбой в оборудовании оставил самолет без приборов, связи и с   двигателями, которые вот-вот остановятся.-8