Найти тему
ОколоТехники

Dymaxion (1933) - автомобиль, лодка и самолет


Еще в прошлом веке изобретатели усердно трудились над созданием чудо-транспортного средства, способного поднять человека как высоко в воздух, так приземлить обратно на сушу или воду. Никто из них не приблизился к ней ближе, чем американский изобретатель Бакминстер Фуллер и его машина Dymaxion .

Фуллер считал, что жизнь была бы намного проще, если бы можно было устранить все препятствия, связанные с путешествиями, и, говоря более общими словами, что технологии должны использоваться на благо человека, чтобы создать транспортное средство, которое одинаково хорошо функционировало бы на суше, воде и воздухе. Хотя он определенно был мечтателем, он полностью осознавал проблемы, связанные с таким транспортным средством, поэтому решил подойти к проблеме поэтапно.

Используя свою идею он разработал нечто, что позже будет названо транспортным средством Dymaxion, что означало Dynamism, Maximum and Tension. Это переднеприводный, управляемый задним колесом, с задним расположением двигателя автомобиль, который, теоретически, позже будет использоваться для полета, как обычный самолет.

-2



Первый прототип Dymaxion был представлен на Всемирной выставке в Чикаго в 1933-1934 годах, где, как и ожидалось, привлек много внимания. Это был 20-футовый (6,1-метровый) автомобиль, вмещавший 11 пассажиров, который ехал на трех колесах и мог делать 90-градусные повороты почти на месте благодаря поворотному заднему колесу. Он также был быстрым и предположительно экономичным: сам Фуллер заявлял о максимальной скорости 128 миль в час (206 км/ч) и расходом топлива 36 миль на галлон (6,5 литров на 100 км).

-3


Он был оснащен двигателем Ford V8 с плоской головкой и трансмиссией Ford и имел очень легкий аэродинамический корпус из алюминия. Военно-морской инженер Старлинг Берджесс помог в разработке автомобиля, и во всем его интерьере было очевидно влияние военно-морского флота.

-4

Первый прототип был уничтожен, когда другой автомобиль врезался в него на скорости 70 миль в час (112 км/ч), в результате чего погиб водитель. Поскольку Фуллер говорил о плохой устойчивости и проблемах с рулевым управлением автомобиля перед выставкой, СМИ проигнорировали второй автомобиль и опубликовали истории о том, как Dymaxion перевернулся из-за плохой конструкции. Последующее расследование исключило какие-либо проблемы с Dymaxion как причину аварии.

К этому времени Фуллер и Берджесс получили пожертвование в размере 5000 долларов от биржевого маклера, и он использовали эти деньги для создания второго и третьего прототипов. Prototype Two - единственный сохранившийся до наших дней: его можно увидеть в коллекции Harrah Национального автомобильного музея в Рино, штат Невада.

Prototype One был сильно поврежден в результате крушения, но в конце концов был восстановлен самим Фуллером и в последующие годы был утерян. Prototype Three был списан где-то в 50-х годах.

Все три автомобиля путешествовали по США, рекламируя всевозможные вещи, в том числе авиакеросин. Считается, что третий прототип проехал около 300 000 миль (482 803 км), прежде чем исчез с лица земли.

-5


Эти автомобили стали горячими темами для автопроизводителей той эпохи, которые считали, что Фуллер что-то понял в создании своего автомобиля будущего. Уолтер Крайслер, Генри Форд и Генри Кайзер особенно стремились инвестировать в него, хотя Фуллер сказал, что прототип никогда не сможет быть запущен в массовое производство без значительных улучшений. Тот факт, что им нельзя было управлять при сильном ветре, и проблемы с рулевым управлением не позволяли этого. Тем не менее, в Chrysler считали, что Фуллер затеял что-то настолько революционное, что все остальные автомобили на дорогах станут устаревшими.

-6

Существуют две копии Dymaxion: реплика Foster Dymaxion, построенная сэром Норманом Фостером, основана на Prototype Two, и реплика Lane Dymaxion, созданная по заказу Lane Motor Museum в Нэшвилле, штат Теннесси, в соответствии со спецификациями, доступными для общественности. Автомобильные журналисты, взявшие последний на тест-драйв, опровергли утверждения Фуллера о том, что настоящий Dymaxion когда-либо мог развивать скорость до 120 миль в час (193 км/ч), когда он почти переворачивался на скорости менее 40 миль в час (64 км/ч) при малейшем изменении направления.

-7



Другими словами, Dymaxion Фуллера никогда не был таким революционным, как он ожидал или его коллеги-автомобилисты предполагали. Тем не менее, он занимает важное место в автомобильной истории за то, что осмелился мыслить нестандартно и предложил возможное решение одной из старейших проблем человека: иметь все в одном одновременно.

-8