Вокруг «девятки», а точнее «восьмого» поколения в Дзене идет нешуточная полемика.
Кто-то считает, что это лучшие автомобили, выпущенные АвтоВАЗом в 20-м веке, а кто-то называет их гробами… Вот уж удивительное слово подобрал один из участников полемики, охарактеризовав семейство «Восьмерки» как: «Кракалыги»!
Блин, как много в слове этом для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…
Есть здесь что-то от вороньева карканья и от фантастичности Кракена, и от трясущейся по разбитой дороге калымаги...
Да, было бы прикольно, если бы названия нашим автомобилям давали не на заводе, а в результате опроса владельцев. Шильдик на ВАЗ 2108 -2109 «Кракалыга» - это было бы сильно. А то «Спутник», «Самара»… У нас из прежних заводских названий прижилось, кажется, только два: «Волга» и «Москвич». А! Еще - «Нива»! Значит, три.
Кстати, сейчас с этим делом как-то лучше: «Гранта», «Веста»…
Но я отвлекся. Я же опять про «Девятку» хотел рассказать.
Может, она и была «кракалыгой», но, купленная за 25 т.р., принесла мне чистого дохода примерно 600 тысяч рублей. Дело в том, что два года я на ней работал инструктором в автошколе. И с этим связан один случай, доказывающий уникальность этого автомобиля.
Труднейший из элементов, который сдают ученики автошколы на экзамене – эстакада.
Надо заехать на подъем, остановиться, поставить машину на стояночный тормоз, в просторечии – «ручник», а потом тронуться, не допустив отката назад больше, кажется, 30 сантиметров.
По правилам, как я уже написал, упражнение выполняется с «ручника». Но! Во-первых, когда ученик на автомобиле с механической коробкой трогается со стояночного тормоза, он безжалостно палит сцепление. Газу дает до дури, опасаясь отката, а педаль сцепления держит на половине… Машина яростно ревет, дымит, горящее сцепление распространяет удушающий аромат, нервный инструктор вопит что-нибудь вроде: «Меньше газа!!! Ручник отпускай!!!». Ученик от страха газует еще сильнее и, скинув рычаг стояночного тормоза, либо тут же бросает сцепление, и тогда машина, в лучшем случае, глохнет, а в худшем, если "газа" хватает, пытается взлететь с эстакады. Либо начинающий водитель по неведомой логике, наоборот, снова жмет на сцепление, не убирая ногу с газа, и машина, ревя, как слон, которому самка отказала в случке, скатывается с эстакады назад.
Развлечение, скажу вам, то еще! Особенно, если учесть, что автодром наш находился в цеху неработающего завода, и от эстакады до ближайшей стены прямо по курсу было не больше 10 метров.
Как я уже писал здесь: Чем меня поразила "девятка", вместо подушки безопасности на "девятке" есть демпфер, но ломать его грудью после столкновения со стеной удовольствие ниже среднего. Да и вообще, неизвестно, что сломается первым - стальной демпфер или грудная клетка...
Поэтому инструкторы предпочитали обучать автошкольников трогаться с рабочего тормоза.
И это было пока только «во-первых»!
А во-вторых, на моей «девятке» (пишите, если у кого-то это было не так!), чтобы зафиксировать ее на подъеме, надо было потянуть рычаг ручника так, как когда-то пытались вытянуть из камня знаменитый меч Экскалибур претенденты на корону… Но вы же помните, что под силу это было только Артуру. Артуром в «девятке» был я.
Нет, некоторым особо старательным ученицам (я уже писал ЗДЕСЬ, что учились в основном почему-то девушки) удавалось двумя руками вытянуть «ручник» и зафиксировать машину на подъеме. Но вот снять её с ручника!.. Там ведь надо ЕЩЁ поддернуть вверх и нажать кнопку. В общем, это было почти невозможно.
Предвидя возражения – регулировать пробовал. «Ручник» срабатывал на 4-м щелчке. Но усилие требовалось неимоверное!
Поэтому и я перешел на обучение троганья с рабочего тормоза. Тем более что гаишники на экзамене не возражали. Кроме того в реальной ситуации, мало кто ставит машину на стояночный тормоз где-нибудь на перекрестке, даже если есть уклон назад. Ногой же тормозим…
А чтобы тронуться с рабочего тормоза, надо хорошо чувствовать сцепление. Поймать момент, когда оно начинает срабатывать, убрать ногу с тормоза, спокойно поставить на газ, чуть педаль газа придавить и плавно отпустить сцепление до конца…
Сцепление ученики, ну никак не чувствовали. И тут я обратил внимание, что когда сцепление срабатывает, начинает ползти стрелка эконометра. Заметьте! Тахометра на приборной панели не было, а эконометр был! Вот! Ученик смотрит на стрелку, и когда она достигает определенного положения – убирает ногу с тормоза. Чудеса технологий и торжество прогресса!
Всё стало легко и быстро получаться. Ученики не пытались вырвать «ручник» из крепления, машина не совершала попыток взлететь и пробить стену цеха. Автодром осваивался на ура!
И вот как-то подходит ко мне муж одной из учениц, который тоже работал в автошколе, преподавал ПДД и, кстати, бывший гаишник, и спрашивает: «Слушай, а что у тебя за датчик сцепления стоит?»
Я сначала не понял… А потом показал – вот он, датчик сцепления!