Среди советских автомобилей есть совершенно неизвестные широкой аудитории образцы. Причём, когда речь идёт о внедорожниках, то плечами пожимают даже бывалые джиперы. Так, сегодня рассказ о Луаз Прото, который был в своё время придуман лабораторией НАМИ Ленинград. Но обо всём по порядку. Как только Нива появилась на рынке, она сразу же привлекла внимание покупателей и журналистов. Успех машины был просто оглушительным. В определённой степени она подвинула не менее знаменитый УАЗ. Конструкторам было о чём задуматься. И вот в 1980-х годах молодые специалисты начали перспективный проект автомобиля повышенной проходимости. Главным конструктором был Г.Хаинов. Толчком к проектированию Луаза Прото стал конкур от Минавтопрома, который был объявлен. В то же время создавали другой маневренный, легкий автомобиль под названием Луа-1301. И его судьба оказалась тоже предрешена. Впрочем, вины работников промышленности в этом нет.
Итак, в Ленинградской лаборатории начали трудиться над обликом Прото автохудожники А.Суитеев и А.Костевич. Им удалось нарисовать лёгкий и свежий образ молодёжного автомобиля. Внешне он воспринимался даже лучше Нивы, а это говорило о многом. Правильно было бы называть тип такого кузова ландо, потому что передняя часть имела крышу и стойки, а задний колпак можно было демонтировать, превращая корму в кабриолет. Спереди тоже был огромный люк над головами водителя и пассажира. Даже дверные ручки решили сделать потайными на манер Alfa Romeo. При этом головная оптика была расположена довольно низко и имела прямоугольные очертания. Указатели поворотов разместились чуть выше, на кромке капота. Ещё одно очень необычное решение. Корма оформлена не менее футуристично, фонари имели малую площадь и располагались широко по краям. Третья дверь откидывалась бортом вниз, образовывая удобную поверхность для отдыха и погрузки. Стекло поднималось вверх. Прогрессивная схема, которой ранее не было на советских автомобилях. Ну а теперь самое время перейти к железу.
Технические особенности
· Под капотом расположили бензиновый литровый мотор МеМЗ-245 с отдачей 58 сил. Он ставился на Таврии. Отличался экономичностью и жидкостным охлаждением.
· Агрегатировался движок с 5-скоростоной «механикой». Изюминка была в том, что у машины был постоянный полный привод, а не парт-тайм, как более старом Луазе. От раздаточной коробки отказались, направив крутящий момент напрямую к колёсам. Блокировок дифференциалов при этом не было.
Автоломбард: 6467878.ru
· Шасси имеет подвеску типа McPherson спереди и «Де дион» сзади. Обе они являются независимыми по конструкции. И если передняя широко применялась, то задняя была эксклюзивом. Рычаги спереди были выполнены из «крылатого» металла. На обеих осях были стабилизаторы поперечной устойчивости. При этом вес автомобиля был всего 800 кг.
Машина вышла очень необычной. Например, её съёмная крыша могла быть не только пластиковой, то и брезентовой. Молодёжный внешний вид соперничал со взрослой планировкой полезного пространства в кузове. Например, мотор был установлен на подрамнике вместе с передней подвеской, что облегчало ремонт узлов. Даже капот и крылья были одним целым, что крайне непривычно. По периметру Прото имел трубный каркас с завода! А спереди он перетекал в настоящий кенгурин. И это в середине 80-х годов.
Салон был прост и незамысловат. Чем-то напоминает RAV4. Панель приборов полностью оригинальная, со своим щитком. Руль от Самары, но это временное решение. По центру парприза можно увидеть блок функциональных кнопок и круглые барашки «климата». Всё сделано удобно. Есть полочка под ветровым стеклом. Все панели обтекаемые, без явных огрехов. Даже дверные карты выполнены на пять баллов. Задний диван просторный, легко складывается.
Первый образец в металле появился в 1989 году и был отправлен на испытания. Но вернулся, так и пройдя них. Но сразу начались работы по внедрению 1.3-литровго вазовского двигателя, как более мощного. В итоге проект предстояло закрыть, он стал последним изысканием лаборатории НАМИ в Ленинграде. В серию машина так и не пошла.