Найти тему
Multisport reviewer

Как подготовить лыжи, сноуборд и ботинки к сезону

Оглавление

Совсем скоро начнётся горнолыжный и сноубордический сезон, и многие любители зимнего катания уже предвкушают массу удовольствий и новых впечатлений от захватывающих спусков и величественных горных пейзажей. Однако за уносящими к заснеженным склонам мыслями не стоит забывать и о подготовке своих снарядов, ведь именно от неё во многом зависят скорость и управляемость лыж или доски, а значит, и безопасность на трассе. Кроме того, плохо «едущие» лыжи с тупыми кантами и никудышным контролем могут испортить любой самый замечательный катальный день или тренировку. Помните и о должной подготовке своих ботинок: это крайне важно для комфорта ваших ног и также напрямую влияет на травмобезопасность.

Какие конкретные шаги нужно сделать для правильной подготовки горных и беговых лыж, а также сноубордов и обуви к сезону? Как продлить срок службы своих катальных снарядов и ботинок? Возможно ли отремонтировать ваш спортивный инвентарь, если он получил повреждения и как это качественно и грамотно сделать? Давайте поговорим обо всём этом в нашей сегодняшней статье.

Подготовка лыж и сноуборда к сезону: этапы

Для того, чтобы правильно войти в новый сезон, как это ни парадоксально, нужно отмотать время назад в точку окончания предыдущего. Помните тот момент, когда вы весной поставили в чулан свои лыжи или доску? В каком они были состоянии?

Если вы всё сделали так, как доктор мастер прописал, то ваш снаряд был тщательно вычищен и грамотно «упакован» в слой базового консервационного мягкого парафина. Он отлично предохраняет скользящую поверхность сноубордов и любых лыж, в особенности беговых, от механических повреждений и окисляющего воздействия кислорода. Это также предотвращает ржавление металлических кантов катальных снарядов. Отсюда первый этап:

1. Расконсервация

Соответственно, чтобы подготовиться к новому сезону, нужно аккуратно расконсервировать вашего боевого друга: скребком снять основной слой защитного парафина, вычистить его небольшие остатки со скользящей поверхности щётками разной жёсткости и толщины ворсинок и тщательно удалить самые мелкие с помощью фиберлена и специальной чистящей смывки – бережного растворителя, который не пересушит вам «скользяк» и не испортит снаряд.

-2

Если же вы в конце прошлого сезона не очень заботливо обошлись с лыжами или сноубордом, и он более полугода простоял безо всякого ухода и консервации, то теперь уже сейчас придётся проводить его полную чистку и напитывание парафином.

В случае с беговыми лыжами в начале сезона рекомендуется проводить пропитку их мягким парафином в термобоксе: специальном шкафу, где поддерживается постоянно высокая температура воздуха. Лыжи на несколько часов помещаются в такой шкаф. В этих условиях парафин легче и глубже проникает в пластик, по сравнению с обычным нанесением.

Сноубордистам в конце сезона также рекомендуется снимать крепления, так как если этого не сделать, то на доске могут появиться вмятины, что в целом может ухудшить прочностные характеристики борда. Соответственно, в начале сезона необходимо прикрутить с помощью отвёртки крепления обратно.

2. Обработка кантов

При хранении без консервации на металлических кантах может появиться ржавчина. Её тоже необходимо удалить перед катанием: берём тряпочку, растворитель, включаем ритмичную музыку и двигаемся в такт! Кроме того, если вы не озаботились уходом за кантами в конце прошлого сезона, то нужно обязательно сделать это сейчас, в начале нового, ведь от их остроты, правильного угла заточки и отсутствия заусенцев зависит, сможете вы точно и вовремя выполнять повороты и торможение на склоне. Это очень важно не только для скорости и удобства катания, но и просто в плане банальной безопасности для себя и окружающих. Помните, что плохо подготовленный катальный снаряд – это как автомобиль с неисправным управлением и тормозами. Кататься и ездить и на том, и на другом может быть крайне опасно.

-3

Конечно, во всём нужно знать меру, ведь ресурс металла не безграничен, и очень часто затачивать канты не следует, так как они постепенно истончаются. Но если даже на простых поворотах у вас появляется чувство, что канты уже не работают так как надо, то это однозначный признак того, что они нуждаются в заточке. Опытные райдеры просто осторожно проведя пальцем по канту могут определить нужная ли у них острота.

Точить канты можно либо на специальном станке, либо полностью вручную с помощью соответствующего инструмента – кантореза.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

В последнем случае хорошо бы иметь особые тиски, чтобы зафиксировать снаряд. Крайне желательно также иметь опыт в этом деле, а также руки, растущие из анатомически правильного места. Иначе есть все шансы испортить вашу доску или лыжи. Большинство сточенных почти под ноль кантов происходит как раз из-за рьяной самостоятельной их заточки без соответствующих навыков.

Очень важен также угол заточки. Он выбирается, исходя из особенностей трассы и стиля катания. Иногда, например, носок и хвост сноуборда затачивают под одним углом, а центральную часть – под другим. В общем, в этом деле есть множество нюансов, которые обязательно следует учитывать при подготовке вашего снаряда к каталке.

3. Ремонт скользящей поверхности

Что делать, если на скользящей поверхности ваших лыж или доски есть царапины и сколы? Конечно же грамотно их заделать. Опять возвращаясь к точке окончания предыдущего сезона, хочется сказать, что лучше всего это было бы исполнить именно тогда. Но даже если весной вы об этом не озаботились, то всё можно поправить.

Повреждения скользящей поверхности успешно ремонтируются с помощью особого пластика. Для этого используются специальные термопистолеты. С их помощью пластик расплавляется и наносится слоем на повреждённый участок. Причём для каждого типа скользяка применяется свой, наиболее близкий к исходному, тип пластического материала.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

После нанесения и высыхания пластиковой заплатки, излишки материала снимаются при помощи отточенного скребка, а затем поверхность полируется на специальном станке. Таким образом, лыжи и сноуборды прослужат вам максимально долго, даже если вы увлекаетесь фрирайдом, где нередки повреждения скользящей поверхности о камни под пухляком.

4. Нанесение парафина

Наконец, когда ваши, избавленные от консервационного парафина лыжи или сноуборд идеально чисты, царапины и сколы качественно заделаны, а канты хищно блестят своей под правильными углами остротой можно приступать к обработке парафинами.

На данный момент существуют два их типа: жидкие и твёрдые.

Жидкие парафины очень просты в нанесении. Для этого не требуется утюг, специальное оборудование для фиксации, скребки, щетки и прочий инвентарь. Всё, что надо – это почистить ваши лыжи или борд, лучше с помощью специальной смывки, дать лыже «подышать» и просохнуть, а затем нанести с помощью аппликатора парафин в жидком виде на скользящую поверхность.

-6

Примерно через 10-15 минут после нанесения (в тёплом помещении меньше) парафин нужно быстро заполировать мягкой губкой – и всё, ваш снаряд готов к подвигам! Таким образом, можно готовить как горные, так и беговые лыжи, а также сноуборды.

Из однозначных плюсов здесь максимальная простота и быстрота обработки, минимум оборудования, меньший, чем у твёрдых парафинов расход материала, отсутствие парафиновой стружки и вредных испарений, а также возможность нанесения прямо на склоне или трассе – упаковка жидкого парафина совсем небольшая и легко умещается в карман или рюкзак.

Есть и минусы. Жидкие парафины не так хорошо насыщают скользящую поверхность, как твёрдые. Рабочий слой у них тоньше, оттого и служат они не так долго. Поэтому, если вас ожидает длительная беголыжная тренировка или гонка, или вы просто хотите, чтобы ваш катальный снаряд отлично скользил как можно дольше, то лучше использовать традиционные твёрдые парафины.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

Для них, правда, потребуется набор дополнительного оборудования в виде особых тисков, а лучше специального стола или станка, набора щёток, плоского и карандашного скребка, утюга (обычный не подойдёт, так как он не позволяет точно выставить температуру и можно получить от жены за пачканье ценного бытового прибора).

В общем, тут потребуются значительные вложения средств, ну и, конечно, определённый навык, иначе можно повредить свои лыжи или борд, причём довольно значительно. Пережжённый пластик скользящей поверхности, кроме совсем уж запущенных случаев, к слову, тоже вполне ремонтопригоден. Повреждённую часть просто придётся сточить на станке. Это не особо страшно, правда, опять-таки, уменьшается ресурс и, соответственно, долговечность изделия.

Есть также категория совсем простых твёрдых парафинов, для которых не требуется утюг и прочее оборудование. Они наносятся банальным растиранием по скользящей поверхности и затем полировкой куском натуральной пробки. Вариант несомненно простой, но такое покрытие недолговечно. Его хватает буквально на пару-тройку спусков в зависимости от жёсткости снега.

Учтите, что все парафины, кроме простейших, изготавливаются на определённую погоду и температуру, и если для обычной горнолыжной каталки это не столь важно, то, к примеру, для беголыжных соревнований этот фактор может стать критическим. Правильный подбор парафина под текущие природные условия – это целая наука, освоить которую можно только опытным путём после многочисленной практики. На соревнованиях мирового уровня от работы сервисменов, обслуживающих лыжи, во многом зависят спортивный результат и итоговые места на табло.

При влажной погоде, на подмокших склонах и лыжне, а также для достижения максимального скольжения на соревнованиях можно использовать не простой, а фторсодержащий парафин. Добавка фтора заметно снижает коэффициент трения и повышает гидрофобность скользящей поверхности. А, кроме того, лыжи и доски, обработанные фтористым парафином, на самом деле «самоочищаются», так как вода и маслянистая грязь практически не липнут к поверхности, и более того, вода по ходу движения сама смывает грязь.

На рисунке: слева скользящая поверхность с нанесённым обычным парафином, справа – с фтористым
На рисунке: слева скользящая поверхность с нанесённым обычным парафином, справа – с фтористым

В последнее время по соображениям экологии фтор заменяется аналогичными по действию веществами, так что, придя в магазин за покупкой, проконсультируйтесь со специалистом по конкретной марке парафина.

Ботинки

Не менее важная часть амуниции горнолыжника и сноубордиста – это обувь. Современные ботинки – сложный и технологичный конструкт из слоёв и материалов. Подобрать себе подходящую пару катальной обуви – непростая задача, ведь стопы и голени у всех людей разные. Особенности супинации, широта или, наоборот, узость колодки, высота подъёма – все эти факторы сильно влияют на удобство ботинок и, в конечном счёте, на комфорт и безопасность катания.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

В кастомизации обуви, то есть подгонке под индивидуальные анатомические особенности, неоценимую роль может сыграть бутфитинг. Под этим понимается совокупность процедур по адаптации горнолыжного или сноубордического ботинка под именно ваши особенности ног. Бутфитинг включает в себя как работу с внешней жёсткой оболочкой ботинка, так и подгонку мягкой внутренней части под анатомическую форму ваших ног – термоформовку. С помощью этого можно значительно изменить форму ботинка и исправить многие проблемы, которые не решаются никакими другими способами.

Кроме того, для правильного позиционирования стопы в ботинке могут использоваться анатомические стельки. Они повышают контроль над спортивным снарядом, улучшают посадку ноги внутри, избавляют от боли и дискомфорта.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

Стандартная процедура изготовления стелек выглядит так. После точного анализа ваших стоп и их особенностей на специальном оборудовании, заготовки стелек разогреваются в течение нескольких минут в вакуумной печке, после чего вкладываются в слепок, сделанный мастером бутфитинга. Потом вы встаёте на разогретые стельки, они окончательно формируются и принимают точную форму ваших стоп. В отдельных случаях могут быть использованы специальные пластиковые накладки, корректирующие завал стоп и прочие их особенности. Далее остывшая стелька вкладывается в ботинок и подгоняется по форме колодки.

Источник: kant.ru
Источник: kant.ru

Таким образом, с помощью бутфитинга можно кардинально повысить комфорт своего зимнего катания. Даже в случаях неправильно подобранных ботинок, а также сложных анатомических особенностях (перенесённые ранее переломы, разная длина ног, стоп и прочее) есть большие шансы исправить ситуацию и сделать обувь значительно удобнее.

Кроме процедур, связанных с бутфитингом, в начале сезона следует тщательно осмотреть все клипсы и гребёнки ботинок, проверить надёжность креплений, при необходимости отдать на замену или в ремонт.

В заключении

Как мы видим, процесс правильной подготовки ваших лыж, сноуборда, а также ботинок к сезону – штука довольно непростая, требующая больших знаний и, самое главное, практического опыта, без которого даже самая простая процедура будет отнимать неприлично много времени. Самый простой тип подготовки и мелкого ремонта вполне можно освоить самому, используя при этом минимум оборудования. Если же случай запущенный, то тут уже не обойтись без доктора мастера - придётся нести свою доску или лыжи в специализированную мастерскую.