Найти тему

Как появилось моноколесо?

Многие думают, что моноколеса появились на рынке недавно. Однако их история началась еще в XIX веке.

Считается, что прародителем моноколеса является пенни-фартинг — тип велосипеда с большим передним и маленьким задним колесом. Интересно, что название произошло от британских монет, которые при виде сбоку напоминал велосипед — впереди было пенни, а за ним — фартинг — монета номиналом и размером поменьше.

И хотя чудо-велосипедом пользовались недолго, пенни-фартинг стал одним из культурных символов конца Викторианской эпохи. Кроме того, популярность велосипеда совпала с появлением велосипедных гонок.

Самый первый патент на моноцикл US87,355A был выдан 2 марта 1869 года американцу Фредерику Майерсу. К тому времени уже существовали двухколесные велосипеды, но изобретать хотел «посадить» ездока на одно колесо. При этом сам Майерс посчитал, что вносит улучшения в имеющуюся конструкцию. За ним последовал патент US88,683A на моноколесо от 6 апреля 1869 года Томаса Варда.

Но ни задумка Майерса, ни изобретение Варда так и не были реализованы. Если вы посмотрите на картинку, то поймете почему: идея изобретателя заключалась в том, чтобы сесть на колесо, которое, к слову, 3,6 метра в окружности, и крутить педали с помощью ходуль. Не каждому человеку в здравом захочется управлять таким транспортом.

-2

13 июля 1869 г. американец Ричард К. Хеммингс запатентовал моноцикл с ручным приводом. При этом руль, как и весь механизм транспортного средства, находился внутри колеса. Там же сидел и водитель. Чтобы моноцикл поехал, нужно было всего лишь оттолкнуться от земли или попросить прохожего подтолкнуть новейшее чудо техники.

-3

Ричард Хеммингс оценивал себестоимость моноцикла в $50. Максимальная скорость, которую мог развить транспорт, равнялась 32 км/ч. Однако изобретение осталось только на бумаге — 2,5-метровый диаметр колеса был, мягко говоря, непрактичен.

31 мая 1881 года итальянец Альфредо Джованни Баттиста Скури получил патент US242,161 на моноцикл. Кем был изобретатель и почему он решил создать транспортное средство, точно неизвестно. Кто-то называет его преподавателем гимнастики, а кто-то — циркачом. Возможно, Скури владел обеими профессиями. Существует выдумка, будто он «изобрел» моноцикл, когда под ним прямо на сцене развалился велосипед. Чтобы не упасть в грязь лицом, Скури завершил номер на одном колесе.

-4

Спустя два года, в период с 1883 по 1885 года во Франции, Германии, Америке и Великобритании прошло немало шоу с участием моноцикла. Гражданам нравились выступления, однако в их представлении моноцикл закрепился лишь как цирковой реквизит.

После этого патенты на «улучшение» велосипеда на длительное время прекратились, пока в 1930 году английский инженер-электрик Джон Арчибальд Первес не изобрел так называемую динасферу — трехметровое стальное колесо. Первес полагал, что динасфера, весившая 450 килограмм, заменит легковой автомобиль.

-5

Динасферы были двух типов: одноместные и двухместные. Управление одноместными зависело от положения водителя — чтобы повернуть, необходимо было наклониться, смещая центр тяжести. Двухместные динасферы поворачивали с помощью руля, прям как в настоящем автомобиле.

К сожалению, транспорт не был так удобен, как на это рассчитывал Первес, а потому изобретение не прижилось.

На этом история моноколеса отклоняется в сторону — сначала появляются сигвеи, в основу которых заложена самобалансирующая технология, а потом уже электрические моноколеса, заимствовавшие эту технологию.

Изобрел сигвей американец Дин Кеймен. Хотя ранее он разработал несколько медицинских приборов, облегчив жизнь врачам и их пациентам, известность ему принесла именно разработка сигвея. Интересно, что транспорт запатентовали в 1994 году, но в продаже он появился только 7 лет спустя — в 2001 году.

В 2003 году инженер из Кремниевой долины Чарльз Тейлор сумел повторить разработку Дина Кеймена — он собрал двухколесный самобалансирующийся скутер по типу сигвея. На это у инженера ушла неделя и пару готовых деталей. Еще неделю он потратил на настройку стабильности и улучшение управления.

Чарльз Тейлор собрал транспорт из низкотехнологичных деталей, таких как моторы для инвалидных колясок и автомобильные аккумуляторы RC. Он утверждает, что детали не стоят и половины стоимости сигвея.

Спустя два года компания Bombardier начала разработку моноцикла Embrio, в котором использовалась технология гироскопа для балансировки. Транспорт должен был питаться от водородного топливного элемента. По идее разработчиков, единственным выхлопом Embrio является вода. Однако спустя почти 20 лет транспорт так и не был поставлен на конвейер. Сообщается, что он должен быть на дорогах в 2025 году.

Если присмотреться к Embrio, то спереди можно увидеть маленькие колеса, которые выдвигаются, когда Embrio стоит или заводится. По инициативе разработчиков шасси должны оставаться на месте, пока автомобиль не разгонится до 19 км/ч.

Год спустя уже известный нам инженер из Кремниевой долины Чарльз Тейлор собрал одноколесный моноцикл, поскольку посчитал, что два колеса — это излишество, и для того, чтобы сделать транспортное средство, нужно только одно колесо. Вес изобретения составил 13 кг. Чарльз Тейлор счел удобным, что моноцикл можно взять под руку и спокойно подняться по ступенькам или зайти в общественный транспорт.

«Вы наклоняетесь вперед, чтобы ускориться, откидываетесь назад, чтобы затормозить, и резко вращаете руками, чтобы повернуться», — говорил изобретатель.

В 2008 году прототип моноколеса представила компания RYNO Motors — чтобы его создать, инженер-самочка Крис Хоффман прошел уроки механического цеха в колледже.

Дальше — больше. В 2009 году электрический уницикл запатентовала Focus Designs.

Однако наибольший вклад в индустрию внес американский изобретатель, выходец из Пекина, Шейн Чен. Сначала он придумал и разработал гироскутер, а потом в продажу поступили его моноколеса Solowheel. Собственно, точно также называется компания, их выпускающая.

Хотя разработка моноколеса началась в 2010 году, Шейн Чен зарегистрировал патент четыре года спустя.

-6

Дождемся ли мы моноцикл Embrio от компании Bombardier в 2025 году или нас удивят совершенно новые изобретения — покажет время. Кто знает, может, читающий эту статью как раз в поиске идей для улучшения моноцикла?

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1

-7

Сайт onlinepatent.ru

Авто
5,66 млн интересуются