История создания Рижской Автомобильной Фабрики (РАФ) началась в конце 40-х годов с авторемонтных мастерских. С 1953 года к производству автобусов под маркой РАРЗ-651 приступил Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ, будущий РАФ). В начале 1956 года начали серийно выпускать бескапотный автобус РАФ-251/976 с агрегатами ГАЗ-51.
Энтузиасты из Риги создали два микроавтобуса на базе автомобиля ГАЗ-20 Победа, это РАФ-8 с двигателем Москвич-407 и РАФ-10 с двигателем от ГАЗ-21. Конструкция микроавтобусов имела схожие элементы, но для серийного выпуска не было поддержки.
РАФ-10 «Фестиваль» был замечен в дни Московского всемирного фестиваля молодежи и студентов. Дебют тот был успешным, и руководство страны выделило деньги для доработки микроавтобуса. В 1958 году в Риге создавали микроавтобус РАФ-977 на агрегатах ГАЗ-21 «Волга», помощь при испытании техники оказывал Горьковский автозавод. В 1960 году микроавтобус был продемонстрирован за границей, в Риге автозавод получил дополнительное финансирование для постройки завода.
Главным конструктором РАФ-977 считался Дмитрий Моисеевич Шпекторов, дизайн оформляла Светлана Вагаршаковна Мирзоян. Сборка микроавтобуса РАФ производилась в Латвии, комплектующие поставлялись в основном из Горького ГАЗ и Москвы АЗЛК. Кузов микроавтобуса РАФ-977 сварной, подвеска полностью от ГАЗ-21. Двигатель ЗМЗ-21 КПП 3-х ступенчатое еще одна передача назад, максимальная скорость 115 км/ч. Грузовые версии ЕрАЗ-762 выпускали в Ереване с модернизациями до 1996 года.
В 1971 году начали разрабатывать РАФ-2203 и в 1975 году приступили серийному выпуску микроавтобуса. Грузоподъемность РАФ-2203 960 кг, двигатель ЗМЗ-402 имел объем 2.5 л. мощностью 95 л. с., МКПП 4-х ступенчатая максимальная скорость 120 км/ч. Основные узлы и агрегаты от ГАЗ-24 габариты микроавтобуса: длина 5000 мм, высота 2000 мм и ширина 190 мм, общий вес 1700 кг.
Максимальный выпуск микроавтобусов РАФ-2203 и с модификациями доходил до 15 тысяч штук в год. Использовался микроавтобус как служебный транспорт в медицине, маршрутном такси и различных госучреждениях. С распадом СССР страны СНГ отказались от микроавтобуса РАФ и в Нижнем Новгороде начался выпуск Газели.
Автозавод РАФ в Елгаве в начале 90-х получил комплектующие для сборки автомобилей, а Россия взамен ничего не получила. В 1997 году был изготовлен последний РАФ-2203, разработанные новые автомобили РАФ не могли конкурировать с Европейскими аналогами, в 1998 году завод обанкротился. В 2018 году пытались воссоздать РАФ для производства электрических микроавтобусов на базе «ГАЗель Next», правительство Латвии было против.
Лично мне приходилось ремонтировать электропроводку на РАФ-2203. Микроавтобус во время движения на повороте сильно накреняется так, что даже страшно, поэтому требуется постоянный осмотр и обслуживание трансмиссии.
На РАФ-2203 спереди водителя нет капота и во время ДТП могут пострадать водитель и спереди сидящий пассажир. В 2020 году я несколько раз прокатился на маршрутном такси РАФ-2203 от пляжа «Альбатрос» в Сочи. Последний микроавтобус изготовили 25 лет назад, но в прошлом году встречались мне микроавтобусы РАФ-2203 во Владикавказе, Евпатории и Чебоксарах.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"