Найти в Дзене

Автомобиль с паровым двигателем- паровой трактор. Период новаций: 30-е годы 20 век.

Продолжаем статьи о паровых тракторах и тягачах. Вернее пока что пишем об их прошлом.

Итак, к середине 20-х годов прошлого века сложилась классическая конструкция парового трактора начала века. Про это подробности были в моей прежней статье- https://dzen.ru/a/Y4HCY3scl2zIGNBo
Такой трактор был паровозной компоновки. С паровозным же котлом (котел дымогарный- жаротрубный) и с таким же малым КПД использования топлива- от 3%, до 4%. Пароперегреватели еще применялись крайне редко. Отработавший в машине пар шел на выхлоп, поэтому и конденсаторы не применялись. Конструкция была простой до примитивности, очень громоздкой и тяжелой, с минимальным КПД, но при этом простой и надежной.
Но шло время, техника развивалась и наука открывала новые возможности. Поэтому появлялись все новые типы и паровых тракторов и тягачей. Даже трактор с паровозным котлом старались сделать удобнее в применении и вождении. Пример – паровозный котел перевернут назад (относительно хода движения), поэтому вести трактор и управлять движением стало проще. Даже в таком паровозном котле уже применялись экономайзер и пароперегреватель. (скан странички с фото из британской книги любезно предоставлен Юрием Буцким).

Трактор фирмы Гаррет 1918 года выпуска с паровозным котлом необычного расположения
Трактор фирмы Гаррет 1918 года выпуска с паровозным котлом необычного расположения

Но главные новации заключались в начале применения легких и мощных вертикальных котлов, конденсации пара, а так же и коробок скоростей. Вот пример, трактор- тягач британской фирмы Гаррет. При этом надо сказать, что паровые трактора фирма Гаррет выпускала с конца 19-го века и это были очень традиционные паровики «паровозной компоновки». Но вот, в 1930 году они разработали крайне передовой по тем временам тягач. Он обладал компактным вертикальным водотрубным котлом, с давлением пара 18 атм. Так же трактор-тягач имел коробку передач, и прогрессивный двигатель с клапанным парораспределением. Даже сам вид трактора совсем не походил на прежние трактора «паровозного типа».

Трактор - тягач фирмы Гаррет 1930 года выпуска
Трактор - тягач фирмы Гаррет 1930 года выпуска

Похожие компоновочные решения имел трактор с вертикальным водотрубным котлом французской фирмы «Эксшо».

Трактор французской фирмы "Эксшо"
Трактор французской фирмы "Эксшо"

В Советском Союзе в начале 30-х годов так же старались создавать передовые тракторные паровые конструкции. Вот конструкция гусеничного трактора с котлом на дровах. Известный ученый теплотехник Яков Гаккель, наиболее известный созданием первых в мире и в России тепловозов, консультировал КБ Людиновского завода паровозов- локомобилей, в деле постройки парового трактора в 1934 году. Для этого было взято шасси от дизельного трактора «С-60 Сталинец», и на нее была поставлена специально созданная паросиловая установка.

-4

В итоге трактор увеличил вес на 2 тонны (до 12 тонн), но и мощность трактора увеличилась до 82 л.с (оригинал был мощностью 60 л.с.).

Двухцилиндровая паровая машина одинарного расширения весом 948 кг работала на оборотах до 650 в минуту. Котел был тоже очень прогрессивный- цельносварной, водотрубный двухбарабанный, и питался он полуметровыми швырковыми поленьями. Пар создавал давление в котле в 22 атм. Отработавший в машине пар шел в конденсатор.
На тракторе оставили трехскоростную коробку передач и на высшей передаче трактор развил скорость 6 км/час. А дизельный оригинал разгонялся чуть до большей скорости- до 7 км/час…
По разным причинам далее одного опытного экземпляра дело не пошло. Но эта разработка пригодилась в другой области: по распоряжению заместителя председателя СТО тракторная паровая установка была перенесена на катер Наркомвода и после успешных испытаний на нем послужила основанием для разработки специального проекта серийной паровой установки для речных катеров. Такой катер с мощностью паровой установки в 100 л.с. был построен и испытан в 1935 г.

Трактор Людиновского завода.  Профессор Яков Гаккель сидит на тракторе в шляпе
Трактор Людиновского завода. Профессор Яков Гаккель сидит на тракторе в шляпе

В общем- в 30-х годах прошлого века, многие производственные предприятия и фирмы- производители уже ушли вперед от примитивной компоновки тракторов «паровозной схемы».

В следующей статье мы поговорим о паровых тракторах 50-х годов прошлого века.

P.S. Для любителей исторической автомобильной техники, создававшейся в первой половине 20-го века в Европе и США, очень рекомендую книгу моего хорошего знакомого Юрия Буцкого -

-6

Кому интересно- подробности про книжку - тут https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2860442/