А вы знаете, что в России появился новый производитель трамваев?
В конце прошлой недели состоялся торжественный пуск производства трамваев на российско-белорусском совместном предприятии ООО "СП "НИЖЭКОТРАНС", расположенном в городе Ворсма Нижегородской области. Канал "Строительная техника и транспорт" обратился на новоиспеченное предприятие за комментариями.
Сразу хочу внести уточнение. Речь не идет о вводе в строй новых мощностей. Совместное предприятие располагается в десятке километров от Павловского автобусного завода на площадях небезызвестного завода "ФОКСБАС". В довоенную пору (в смысле, до начала СВО) здесь делали автобусы одноименной марки на среднетоннажных шасси Iveco. Сейчас по понятным причинам итальянские шасси стали недоступны и пришлось экстренно диверсифицировать производство. Благо подвернулся подходящий момент, поскольку в Нижнем Новгороде стартовала масштабная программа модернизации электротранспорта.
На СП "НИЖЭКОТРАНС" будут собирать локализованные белорусские трамваи завода "Белкоммунмаш". Проект удалось реализовать в беспрецедентно короткие сроки. В ходе визита делегации Нижегородской области в Республику Беларусь в мае 2022 года были достигнуты предварительные договоренности по этому проекту, а уже 3 декабря дан официальный старт производству. На базе совместного предприятия в Ворсме планируется изготовить около 170 трамваев для Нижнего Новгорода. Забегая вперед, скажу, что это только начало электротранспортной истории для завода в Ворсме.
К производству принята модель Т-811, специально доработанная под требования "Нижегородэлектротранса". Новому трамваю дали название "МиНиН". В нем содержатся первые буквы названий двух городов, развивающих сотрудничество, – Минска и Нижнего Новгорода.
При производстве трамваев будут применяться российские комплектующие. Программа локализации разделена на три этапа.
На первом этапе СП "НИЖЭКОТРАНС" будет делать самостоятельно все стеклопластиковые элементы наружной и внутренней обшивки вагона. Пока из Ворсмы отправляют в Белоруссию стеклопластиковые детали, а обратно приходят фактически готовые вагоны. До конца этого года таким образом сделают первые 10 вагонов.
С нового года начинается второй этап локализации, подразумевающий крупноузловую сборку. Он будет длиться в течение 1 квартала 2023 года. "Белкоммунмаш" станет поставлять элементы стального каркаса кузова, ходовые тележки, а также электрику (в том числе тяговые электродвигатели). На данный момент ворсменское предприятие ведет подготовку производства (каркасы кузова будут сваривать на стапелях). Какие российские компоненты установят на трамваи? Стеклопластиковые детали наружной и внутренней обшивки вагона, а также электрические жгуты – СП "НИЖЭКОТРАНС", сиденья – екатеринбургские, стекла – борские, фанера – пензенская, телематика – московская, линолеум – тоже свой, российский. По такой технологии должны выпустить еще 17 трамваев.
Со 2 квартала 2023 года начинается третий – основной – этап локализации. На этом этапе СП "НИЖЭКОТРАНС" будет полностью делать каркасы вагонов из труб производства Борского трубного завода. Весь нижегородский заказ – около 170 трамваев – должен быть выполнен до конца 2024 года.
Уже сейчас на производстве первой партии на предприятии будет задействовано около 150 сотрудников, а затем, благодаря расширению локализации, планируется создать до 500 новых рабочих мест. Новых сотрудников будут набирать не только в Ворсме, их в городке с населением 10 тыс. человек вряд ли столько найдется, но из близлежащих окрестностей – из Павлова, Богородска и Нижнего Новгорода.
Как сообщил генеральный директор СП "НИЖЭКОТРАНС" Александр Титов, деятельность в сфере производства электротранспорта не закончится после завершения заказа для Нижнего Новгорода. Завод намерен вести работу с разными регионами, в том числе по другим видам электротранспорта.
Кстати, не останется без внимания и тема автотранспорта. Так, уже достигнута договоренность с Горьковским автозаводом по изготовлению спецавтомобилей на всей гамме ГАЗовских шасси.
Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.