Найти тему

Профессиональное выгорание в медицине

Медицина является одной из пяти профессий, которая связана с высоким риском профессионального выгорания. Фото из Интернета
Медицина является одной из пяти профессий, которая связана с высоким риском профессионального выгорания. Фото из Интернета

Исследование вопроса профессионального выгорания, как фактора падения реального трудового потенциала работника приобрело особую актуальность с начала 70-х годов ХХ века. Американский психиатр Г. Фронденбергер при описании психологического состояния волонтеров, работавших в службе психического здоровья, отметил, что у них проявляются симптомы истощения, разочарования и отказа от работы, которые свел воедино и обозначил термином – синдром сгорания сотрудников («staff burn-out syndrome»). Выделенный синдром он определил как «поражение», истощение или износ, происходящий в человеке вследствие чрезмерно завышенных требований к собственным ресурсам и силам. То есть он связал выгорание с эффектом, возникающим при расхождении между тем, что я в действительно делаю и тем, что я хочу и стремлюсь делать, усугубленный изначально сильным мотивационным стремлением. Сама по себе концепция «выгорания», которая была описана в 1974 году вызвала большой интерес, обусловленный актуальностью темы для всех специалистов помогающих и коммуникативных профессий.

При этом стоит констатировать, что до сих пор не утихают споры о том, что следует обязательно относить к ключевым признакам выгорания, а что нет, не прекращаются до сих пор. Тенденция, которая принята некоторыми исследователями и направленная на расширении классифицирующих симптомов, не является продуктивной, поскольку размывает границы со смежными диагностическими феноменами, из-за чего не подготовленному специалисту становится легко спутать разные по феномены друг с другом.

Несмотря на разницу в подходах определения ключевых звеньев выгорания единым и бесспорным остается признак коммулятивности или накопления эффекта. Выгорание не происходит в одночасье, ему всегда предшествует подготовительный процесс, который подготавливает почву для «старта». Далее события могут развиваться с разной степенью интенсивности и зависеть от индивидуальных особенностей и личностных приоритетов человека.

Видный исследователь проблем выгорания Кристина Маслач[1] отмечает, что «синдром выгорания» определяется синдромом истощения и цинизма, который включает в себя следующие признаки: скука, эмоциональное истощение, деперсонализация, которая может выражаться в утрате индивидуальности, отстраненности, эмоциональной холодности.

В последующем она предложила группировать наблюдаемые признаки по характеру изменений, которые проявляются в жизни и деятельности человека с синдромом эмоционального выгорания. В каждой профессии есть свои особенности. Здесь я хотел бы сосредоточиться на тех явлениях, которые присутствуют именно в медицинской сфере, в особенности в связке «врач-пациент».

Признаки синдрома выгорания у медицинских работников

Стрессы на рабочем месте без использования компенсаторных механизмов - прямой путь к эмоциональному выгоранию. Фото из Интернета
Стрессы на рабочем месте без использования компенсаторных механизмов - прямой путь к эмоциональному выгоранию. Фото из Интернета

Изменения в поведении. Врач регулярно смотрит на часы. Усиливается внутреннее сопротивление выхода на работу; откладываются или часто переносятся встречи с больными; наблюдаются частые опоздания. Утрачивается творческие подходы к решению проблем. Несмотря на интенсивный и продолжительный труд, достижения становятся с каждым разом все скромнее и скромнее; присутствует тенденция к уединению и избеганию коллег. Увеличивается употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая никотин, кофеин и алкоголь). Подверженность несчастным случаям.

Изменения в мышлении. Постоянно появляются мысли о том, чтобы оставить работу, уволиться. Способность к концентрации внимания значительно снижена, наблюдается ригидность в мышлении, острое неприятие любых изменений. Усиливается чувство подозрительности и недоверчивости. Циничное и порицающее отношение к больным становится превалирующим. Наблюдается озабоченность по большей части только собственными потребностями.

Изменения в чувствах. Изменение чувства юмора с преобладаем «юмора висельника». Постоянное ощущение неудачи, вины, частые самообвинения. Гнев, обида, горечь и раздражительность становятся неотъемлемыми спутниками в повседневных делах. Не покидает ощущение, что постоянно «все» придираются: от начальника до членов семьи. Ожесточенность и равнодушие могут чередоваться в общении с пациентами.

Изменения в состоянии здоровья. Сон становится беспокойным, наблюдаются частые пробуждения. Возможны проблемы с засыпанием. Частые, длительно протекающие незначительные заболевания, в том числе повышенная восприимчивость к вирусным и простудным заболеваниям. В течении дня наблюдается утомление, усталость, истощение духовных и физических сил. Высокий риск психических срывов, общая шаткость психического здоровья.

Некоторые исследователи (например, Дж.Диез, К. Херера и др.) отмечали помимо этого у медицинских работников особое эмоциональное истощение, резкое снижение способности к эмпатии и сопереживанию, а также утрату чувства самодостаточности.

Выгорание у медицинского персонала может сначала развиваться на основе естественных механизмов психологических защит, которые призваны уберечь психику врача от чрезмерных эмоциональных нагрузок, вызванных простым наблюдением за страданием других людей. Чтобы не стать постоянным резонатором чужой, боли психика предпринимает единственно верное для себя решение - дистанцироваться и создать своеобразные «фильтры» избирательного реагирования на поступающую информацию. Однако у каждой психологической защиты есть свой предел прочности и при чрезвычайных нагрузках, которые могут усиливаться ритмом, напряженностью или особо сложными условиями труда, они могут не выдержать. Первым сигналом к выгоранию выступает резкая профессиональная деформация, которая существенно контрастирует с общепризнанным способом поведения и общения. При накоплении критической массы происходит провал по адаптационным механизмам и что ранее было выбрано в качестве ведущего жизненного ориентира в профессии теряет свою ценность и значимость.

Выгорание выступает единым феноменом, который объединяет под своим крылом соматические, психологические и иногда психопатологические дисфункции на фоне общего эмоционального и физического истощения. Простой отдых от работы часто приносит только быстропроходящие положительные изменения на уровне восстановления потраченных физических ресурсов, но не затрагивает уровень психической структуры и функционирования.

Действительно продуктивным средством по корректировке и устранению синдрома профессионального выгорания оказывает грамотно выстроенная психотерапевтическая работа, как в медицинском, так и психологическом ключе, в зависимости от индивидуально-личностных особенностей инициатора и специфики его ситуации. Выгорание - это далеко не то состояние, которое проходит само собой...

Автор публикации: Сипягин Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук

Буду крайне признателен за оставленный отзыв и подписку на мой канал. По вопросам психологических консультаций вы можете связаться со мной по ссылке: https://t.me/PsyOnHelp или через психологическую платформу «DoTherapy» по ссылке:

Do Therapy - профессиональная психологическая поддержка

[1] Maslach C. Understanding burnout: definition issues in analyzing a complex phenomenon //Job stress and burnout / Eds. W.S.Paine. – Beverly Hills: Sage, 1982.