Найти тему
13-й пилот

Сенаки-91. Блокнот командира

Фото автора. Какой был в Военторге, такой и купил блокнот.
Фото автора. Какой был в Военторге, такой и купил блокнот.

Я не признавал блокнотов и блокнотиков с Особыми случаями в полёте. Давно уже не имел при себе таких подсказок для контроля готовности к полётам и зачётов. Расслабляли они меня — выветривалось из головы то, что записано и при себе имеется. Обходился еженедельным штудированием Руководства по лётной эксплуатации самолёта. Но блокнотик я имел. Никак командиру нельзя без блокнотика. В моей карманной памяти имелись записи по личному составу в объёме того, что требовали знать о подчинённых Устав и Наставление по производству полётов.

Когда меня назначили комэской, завёл себе новый блокнотик и пока вступал в должность согласно Плана ввода и заполнял командирскую тетрадь, то дублировал записи в этот блокнотик. Список личного состава эскадрильи: отдельно лётчики с отметкой достигнутого уровня по Курсу боевой подготовки с сроков отпусков, отдельно ИТС по звеньям и группам, отдельно бойцы с отметкой места их функционирования. Часть бойцов числились за эскадрильей, со всеми вытекающими, а службу несли в других подразделениях и группах полка: метео, высотка, ПДС, КП… Уж такая в частях ВВС была система из-за нехватки солдат срочной службы.
В дальнейшем этот блокнотик заполнялся краткими записями замечаний лётчикам по полётам со мной на спарке, от группы руководства полётами, из материалов объективного контроля. Туда записывались вводные командира полка на повседневную деятельность, планы и прочее, прочее.

Полёты.
Лётчик Ц. - 2х180, выше глиссады +30 м, командир полка: дать провозку ночью. П. - 140 упр не сделал, выкл. дальняя зона.
Лётчик Ц. не понравился командиру полка, руководившему полётами, заходом на посадку двумя разворотами на 180 градусов: мало того, что заходил выше глиссады, так ещё и не реагировал на команды Руководителя зоны посадки. Хорошо хоть приземлился благополучно. Дать лётчику дополнительную провозку на спарке, слишком напряжён в полёте: не слышит команд, не видит глиссады. Дадим провозку Ц. ночью, старлей по своим способностям требует больше провозок, но получает только обязательный минимум — не хватает ресурсов на нежности, пусть выживают.
П. не слетал на перехват на потолок — не выполнил план на лётную смену. Плохо, но вины его нет, отключилась РЛС дальней зоны. Пока нашли причину, пока включили и проверили, времени на вылет не осталось. Придётся снова планировать этот полёт по программе освоения боевого применения в ночных условиях.

Опять полёты, уже другая смена, снова блокнот заполняется моими каракулями.
Лётчик Дя. - Упр 21/61 на взлёте парой отстаёт, 30 мин наработка на земле. «Ракушка» не получилась, на посадке парой размашистые движения РУДами.
П. - заход 2х180, 1 разворот +200 м с креном 45, второй тоже — 45, неправильный выход на дальний и ближний, не выдерживает КУР=0.
Ду. - упр 18, ввод с перегрузкой 3,1, угол атаки 15, скорость мин 300 км/ч.


С лётчиком Дя. сам летал на спарке и на взлёте, по команде ведущего, он медленно вывел обороты на Максимал, что привело к отставанию на разбеге. К этом у темпу его приучил ведущий, а тут был другой ведущий на спарке, со своим темпом дачи оборотов двигателю. Ошибка не критичная, но смотрится такой взлёт позорно. На маневрах в воздухе он меня тоже удивил: делает классические боевые развороты и косые полуперевороты, вместо того, чтобы идти на цель. В результате оказывается не там, где должен быть, атака цели затягивается, а то и срывается. Спрашиваю у лётчика на земле о причинах такого выполнения маневров. Оказывается, цель слишком близко была и плоскость маневра была под 60 градусов, а он опасается крутой спирали и делает маневр, как их учили ещё в училище — в плоскости 45 градусов. Да, согласен, есть такой смертельный номер — крутая спираль, но попасть в неё вероятней всего в облаках, когда не видно горизонта и земли. А тут и видимость хорошая и цель имеется. Объясняю старлею, что маневр надо выполнять на цель, независимо от угла визирования на неё и в крутую спираль никогда не попадёшь. Лётчик сомневается в моих словах. Показываю пару маневров руками: моя рука - цель, его рука — атакующий истребитель. Лётчик убеждается, что если в процессе маневра держать нос самолёта на цель — никогда не попадёшь в крутую спираль. Вижу, что для него это — приятное открытие и надеюсь, что у него наладится маневрирование на воздушных боях.

Лётчику П. за выполнение полёта надо просто дать взбучку: капитан, он уже должен такие упражнения выполнять хорошо, а здесь просматривается какое-то ненужное лихачество: вместо расчётного крена в 30 градусов, оба разворота сделал с креном 45. Ну, понятно — истребитель! Непонятно другое — почему этот лихой истребитель не вписался в глиссаду, а шёл по ней, как бык по дороге струю рисовал, не буду говорить — чем. Куда на глиссаде делась истребительская лихость? Больше того: капитан нарушает методику исправления ошибок на глиссаде — не держит курс на «золотую стрелочку». Не-не, этому капитану нужна очередная встряска, чтобы вернуть его в лоно методики выполнения полётов в сложных метеоусловиях. А уже его перебор высоты на первом развороте 200 м тоже не красит лётчика, хоть он и пытался оправдаться.

А с лётчиком Ду. и его сложным пилотажем пусть разбирается командир звена. Почему он на вводе в вертикальную восходящую фигуру допустил перегрузку 3,1 вместо расчётных 5,5 единиц. Хорошо, что в верхней точке у него получилась минимально разрешённая скорость 300 км/час, а мог бы и предпосылку к лётному происшествию привезти. Что это за эксперименты, перо выросло в одном месте? Командир звена, разберись со своим лётчиком, он научен правильно выполнять пилотаж и уже не раз его делал как надо.

Суббота.
Проверить оружие и доложить. Кто ответственные в казарму?
В полку у офицеров наметилась тенденция брать табельное оружие в городок для защиты семей. Командир требует проверить наличие пистолетов в оружейке перед выходными и доложить ему, что оружие получено только лицами, заступающими в наряд.
А вот запись про акт проверки пожарных щитов в эскадрильской зоне:
наш щит не укомплектован асбестовым покрывалом. Будем искать.

Стиральная машина, детское платье, книжный шкаф, магнитофон, джемпер. Напротив каждого наименования стоит фамилия счастливчика, получившего талон на покупку товара в Военторге. Распределительная система во всей красе!

Опять полёты и замечания по работе.
Киторога сел в подготовленный самолёт, а ФКП не заряжен. Это уже к техническому составу претензии, не доглядели, чуть не отправили в полёт подполковника из управления полка без плёнки, хорошо, что сам лётчик доглядел при проверке кабины.
Б. - на заходе по дублирующим приборам под шторкой не переключил вручную АРК на БПРС и вышел на ближний привод с боковым уклонением от оси ВПП 25 м.
Это молодой командир звена, капитан. После открытия шторки вписался на бетонку нормально. Конечно, командира звена это не красит.
Р. - по МСКЦ большой угол пикирования, радиообмен не по схеме ведёт.
Капитан боится потерять цель, крутится вокруг неё, из-за этого и угол атаки крутой получается. Летаем на этот вид боевого применения редко, потому и чувствуют лётчики себя неуверенно.

Занятия по тревожной карте и подготовка штурманских планов.
Это что-то уже новое у нас. Готовим варианты перелёта полка по тревоге на север за Большой Кавказский хребет. Уже нарисовали маршрут на Багерово, потом ещё один — на Котельниково. Едва закончили второй вариант, как забрезжил новый вариант перелёта — поглубже в Россию. Это беспокоит лётчиков: улетим по тревоге, а что будет с нашими семьями?
Проводить дембелей.
Солдаты теперь только убывают, новых поступлений нет. В мой блокнот не добавилось ни одного нового бойца, только вычёркиваю и вычёркиваю. Новое явление в службе: приезжают родители и забирают бойцов в Россию. В лучшем случае — с бумагами на перевод, в худшем — встречаются с сыном и пропадают. В моей эскадрилье пока такого не произошло, да и в полку — тоже. А вот в частях обеспечения уже три случая.

Опять запись:
шкаф посудный, шкаф посудный.
Военторг работает! Вот с продовольственными товарами полный …
Новое: 1200 кг черного и 500 кг цветного металлолома собрать и сдать. Ремонт класса и канцелярии.
Вот уж не помню, чтобы занимались сбором металлолома в полках. А может — позабыл. Но спохватились поздно: местные давно подчистили все наши стихийные свалки аппаратуры и запчастей. Турки организовали приём за доллары у себя, появились у них такая возможность наладить каналы утечки через границу. Цена приличная, ходят слухи, что отдельные офицеры тоже занимаются сдачей металлолома через знакомых грузин.
Вот где его, этот металлолом теперь брать? И на какие шиши ремонтировать учебную базу?

План-график подготовки лётчиков на класс, план-график проверок лётного состава, план-график подтверждения классной квалификации.
Это уже начинается подготовка к новому учебному году.
Авиатехника, тактика, аэродинамика.
Такие зачёты будут на итоговой. Чего-то не хватает… А, - марксистско-ленинской подготовки у офицеров, политучёбы у прапорщиков, политзанятий у срочной службы — вот чего не хватает! Раньше именно с этих занятий и начиналась итоговая проверка. Кануло в Лету! Хоть какая-то радость для личного состава.