Найти тему
AIRBORNE

Взлет самолёта

Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Знаменитый летчик-испытатель Михаил Громов однажды сказал: «Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна». И эта фраза как никогда точно описывает этапы полета! Взлет - очень ответственный и требующий особого внимания этап, которому предшествует много различных действий и расчетов. Сегодня постараемся поподробнее в этом разобраться.

Базовые понятия

В авиации для взлета используют следующее определение:

«Взлетом называется движение самолета от начала разбега до достижения безопасной скорости и высоты». Безопасной считается высота 10,7 м (35 футов). А безопасная скорость именуется V2 и рассчитывается отдельно для каждого конкретного взлета (к ней мы вернемся чуть позже).

Перед каждым взлётом:

• лётный экипаж воздушного судна (далее ВС) проверяет установку высотомеров;

• командир ВС убеждается в готовности ВС и членов экипажа ВС к взлёту;

• командир ВС убеждается в отсутствии наблюдаемых препятствий впереди на взлетно-посадочной полосе (далее ВПП) и по траектории взлёта;

• командир ВС убеждается в соответствии фактической погоды минимуму для взлёта и состояния ВПП ограничениям лётно-технических характеристик ВС;

• на контролируемом аэродроме (то есть таком, где есть диспетчер) получает разрешение на взлёт от диспетчера.

И это еще далеко не полный список. Уже начинаете чувствовать груз ответственности, лежащий на пилотах?

Взлёт выполняет командир ВС или, по указанию командира ВС, второй пилот, однако экипаж на иностранной технике - это не совсем командир и не совсем второй пилот, а Pilot Flying (PF) - пилотирующий пилот и Pilot Monitoring (PM) - мониторящий пилот, то есть тот, кто следит за всеми параметрами и ведет радиосвязь. По сути это два равноправных по функциям члена экипажа, которые перед каждым полетом распределяют между собой кто из них будет PF, а кто - PM. Однако стоит помнить, что финальное решение всегда остается за командиром.

Расчет взлета

Чтобы взлет прошел успешно, сперва нужно убедиться, что данное ВС способно безопасно выполнить взлет с данной ВПП при данных погодных условиях.

Для этого перед каждым взлетом рассчитываются следующие основные параметры:

  • Скорости:

V1 (Скорость принятия решения) - максимальная скорость, на которой экипаж может принять решение о прекращении взлета, будучи уверен, что сможет остановить воздушное судно в пределах ВПП.

Иллюстрация, поясняющая скорость принятия решения V1
Иллюстрация, поясняющая скорость принятия решения V1

Vr - скорость начала подъема носовой стойки шасси.

V2 (Безопасная скорость набора) - минимальная скорость набора высоты, которая должна быть на высоте 10,7 м (35 футов) над поверхностью ВПП в случае отказа двигателя.

После расчета данные скорости вносятся в бортовой компьютер ВС.

Индикация скоростей V1 и V2 на основном пилотажном приборе семейства ВС Airbus A320
Индикация скоростей V1 и V2 на основном пилотажном приборе семейства ВС Airbus A320
  • Дистанции:

TOR (Take-off run / Длина разбега) - потребная дистанция для конкретного ВС в конкретных условиях, которую проходит ВС от начала движения до отрыва.

TOR всегда сравнивается с TORA (Take-off run available) - то есть располагаемой длиной разбега. TORA является равной либо длине ВПП, либо дистанции от входной точки ВПП (на пересечении с рулежной дорожкой РД) до конца ВПП.

Необходимое условие для взлета:

TOR ≤ TORA

Определение TORA (RWY=ВПП)
Определение TORA (RWY=ВПП)

TOD (Take-off distance / Взлетная дистанция) - дистанция, покрываемая от момента отпускания тормозов до точки, в которой ВС достигает высоты 10,7 м (35 футов) при конкретных условиях.

TOD, в свою очередь, сравнивается с TODA (Take-off distance available) - то есть располагаемой взлетной дистанцией. Она равна располагаемой длине разбега (TORA) + располагаемая длина полосы, свободной от препятствий.

Необходимое условие для взлета:

TOD ≤ TODA

Определение TODA
Определение TODA

ASD (Acceleration stop distance / Потребная дистанция прерванного взлета) - дистанция от начала движения до полной остановки ВС в случае отказа двигателя непосредственно перед V1.

ASD сравнивается с ASDA (Располагаемая дистанция прерванного взлета) - дистанция, равная располагаемой длине разбега (TORA) при взлете + длина концевой полосы торможения (при условии, что она может использоваться для торможения).

Необходимое условие для взлета:

ASD ≤ ASDA

Определение ASDA (SWY=концевая полоса торможения)
Определение ASDA (SWY=концевая полоса торможения)

Помимо прочего, перед каждым взлетом рассчитываются конкретная взлетная масса ВС, центровка, необходимая тяга двигателей и т.д.

Общий профиль взлета ВС
Общий профиль взлета ВС

Об опасностях…

Во время взлета нужно помнить об особенностях, которые подстерегают на каждом «углу». Вот некоторые из них:

Особенности взлета
Особенности взлета

Таким образом, каждый взлет - это уйма проделанных расчетов и еще больше нюансов, которые надо знать, чтобы всегда быть начеку.

Надеюсь, теперь вам стало чуточку понятнее, какая проделывается работа, чтобы обеспечить безопасность во время взлета.

————————————————————————

До новых встреч и хорошего полета!