Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Знаменитый летчик-испытатель Михаил Громов однажды сказал: «Взлет опасен, полет прекрасен, посадка трудна». И эта фраза как никогда точно описывает этапы полета! Взлет - очень ответственный и требующий особого внимания этап, которому предшествует много различных действий и расчетов. Сегодня постараемся поподробнее в этом разобраться.
Базовые понятия
В авиации для взлета используют следующее определение:
«Взлетом называется движение самолета от начала разбега до достижения безопасной скорости и высоты». Безопасной считается высота 10,7 м (35 футов). А безопасная скорость именуется V2 и рассчитывается отдельно для каждого конкретного взлета (к ней мы вернемся чуть позже).
Перед каждым взлётом:
• лётный экипаж воздушного судна (далее ВС) проверяет установку высотомеров;
• командир ВС убеждается в готовности ВС и членов экипажа ВС к взлёту;
• командир ВС убеждается в отсутствии наблюдаемых препятствий впереди на взлетно-посадочной полосе (далее ВПП) и по траектории взлёта;
• командир ВС убеждается в соответствии фактической погоды минимуму для взлёта и состояния ВПП ограничениям лётно-технических характеристик ВС;
• на контролируемом аэродроме (то есть таком, где есть диспетчер) получает разрешение на взлёт от диспетчера.
И это еще далеко не полный список. Уже начинаете чувствовать груз ответственности, лежащий на пилотах?
Взлёт выполняет командир ВС или, по указанию командира ВС, второй пилот, однако экипаж на иностранной технике - это не совсем командир и не совсем второй пилот, а Pilot Flying (PF) - пилотирующий пилот и Pilot Monitoring (PM) - мониторящий пилот, то есть тот, кто следит за всеми параметрами и ведет радиосвязь. По сути это два равноправных по функциям члена экипажа, которые перед каждым полетом распределяют между собой кто из них будет PF, а кто - PM. Однако стоит помнить, что финальное решение всегда остается за командиром.
Расчет взлета
Чтобы взлет прошел успешно, сперва нужно убедиться, что данное ВС способно безопасно выполнить взлет с данной ВПП при данных погодных условиях.
Для этого перед каждым взлетом рассчитываются следующие основные параметры:
- Скорости:
V1 (Скорость принятия решения) - максимальная скорость, на которой экипаж может принять решение о прекращении взлета, будучи уверен, что сможет остановить воздушное судно в пределах ВПП.
Vr - скорость начала подъема носовой стойки шасси.
V2 (Безопасная скорость набора) - минимальная скорость набора высоты, которая должна быть на высоте 10,7 м (35 футов) над поверхностью ВПП в случае отказа двигателя.
После расчета данные скорости вносятся в бортовой компьютер ВС.
- Дистанции:
TOR (Take-off run / Длина разбега) - потребная дистанция для конкретного ВС в конкретных условиях, которую проходит ВС от начала движения до отрыва.
TOR всегда сравнивается с TORA (Take-off run available) - то есть располагаемой длиной разбега. TORA является равной либо длине ВПП, либо дистанции от входной точки ВПП (на пересечении с рулежной дорожкой РД) до конца ВПП.
Необходимое условие для взлета:
TOR ≤ TORA
TOD (Take-off distance / Взлетная дистанция) - дистанция, покрываемая от момента отпускания тормозов до точки, в которой ВС достигает высоты 10,7 м (35 футов) при конкретных условиях.
TOD, в свою очередь, сравнивается с TODA (Take-off distance available) - то есть располагаемой взлетной дистанцией. Она равна располагаемой длине разбега (TORA) + располагаемая длина полосы, свободной от препятствий.
Необходимое условие для взлета:
TOD ≤ TODA
ASD (Acceleration stop distance / Потребная дистанция прерванного взлета) - дистанция от начала движения до полной остановки ВС в случае отказа двигателя непосредственно перед V1.
ASD сравнивается с ASDA (Располагаемая дистанция прерванного взлета) - дистанция, равная располагаемой длине разбега (TORA) при взлете + длина концевой полосы торможения (при условии, что она может использоваться для торможения).
Необходимое условие для взлета:
ASD ≤ ASDA
Помимо прочего, перед каждым взлетом рассчитываются конкретная взлетная масса ВС, центровка, необходимая тяга двигателей и т.д.
Об опасностях…
Во время взлета нужно помнить об особенностях, которые подстерегают на каждом «углу». Вот некоторые из них:
Таким образом, каждый взлет - это уйма проделанных расчетов и еще больше нюансов, которые надо знать, чтобы всегда быть начеку.
Надеюсь, теперь вам стало чуточку понятнее, какая проделывается работа, чтобы обеспечить безопасность во время взлета.
————————————————————————
До новых встреч и хорошего полета!