Найти тему
Петр Власов

2МВ. Асы дневных «стодесяток»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Асы дневных двухмоторных Bf.110 не имеют таких огромных списков побед, как их коллеги, воевавшие на одномоторных истребителях. Это связано как с более низкими летными данными тяжелого истребителя, которому сложно было противостоять в бою вертким одномоторным машинам, так и со спецификой применения Bf.110, которые обычно использовали как истребитель-бомбардировщик или штурмовик. Но, тем не менее, лучшие асы тяжелых «Разрушителей» по своей результативности близки к лучшим асам противостоявшей им антигитлеровской коалиции. А ведь те воевали в основном на одномоторных истребителях, и имели более высокие шансы на победу, чем «Zerstorer-асы»…

TRATT Eduard (38 побед)

-2

Эдуард Тратт (1919-1944) – самый результативный ас тяжелых двухмоторных истребителей среди тех, что действовали днем. Все остальные «Zerstorer-асы», имевшие более высокие счета, большинство своих побед одержали или в ночных боях, или пересев на одномоторные истребители.

Лейтенант Тратт стал пилотом Bf.110 в начале 1940 г. В составе 1./ZG1 Тратт участвовал во Французской кампании, там он и одержал свои первые победы. Затем в составе 210–й испытательной группы истребителей-бомбардировщиков Тратт принял участие в «Битве за Англию». К концу 1940 Тратт имел на своем счету 12 воздушных побед. С июня 1941 летчик, ставший командиром эскадрильи 6/ZG26, активно участвовал в боях на советско–германском фронте, и в апреле 1942 за 20 воздушных побед Тратт был награжден Рыцарским крестом.

В мае 1943 г. Тратта назначили командиром ErpKdo25. Это опытное командование занималось боевыми испытаниями разных образцов вооружения для борьбы с четырехмоторными бомбардировщиками союзников, совершавшими массированные налеты на Германию. Тратту и его подчиненным в боях против американцев пришлось применять и ракетное, и артиллерийское оружие крупных калибров. А в ноябре 1943 гауптман Тратт был назначен командиром II./ZG 26, вооруженного новейшими Мессершмиттами-410. Во главе этого полка Тратт нанес американским бомбардировщикам серьезный ущерб. Но 22.02.1944 он в одиночку предпринял отчаянную атаку на соединение американских самолетов, и погиб под перекрестным огнем бомбардировщиков и истребителей сопровождения. Посмертно Тратт был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Всего за время боевых действий Эдуард Тратт совершил около 350 боевых вылетов и сбил 38 самолетов противника (в т. ч. 13 – на советско–германском фронте). Кроме того, летчик заявил, что уничтожил на земле еще 36 самолетов, 24 танка, 312 автомобилей и 33 зенитные батареи.

THIERFELDER Werner (27 побед)

-3

Вернер Тирфельдер (1915-1944) впервые принял участие в боях во время французской кампании; затем он сражался в составе ZG.26 в «Битве за Англию», над Балканами и над Критом. В июне 1941 г принял участие в нападении на СССР; в октябре за успехи в штурмовке колонн советских войск, охоте за железнодорожными составами и 14 одержанных в воздухе побед обер-лейтенант Тирфельдер был награжден Рыцарским крестом. В течение 1942 гауптман Тирфельдер командовал полком II./ZG 26.

В декабре 1942 года Тирфельдера назначили командиром экспериментального подразделения Erprobungskommando.262, испытывавшего реактивные истребители Ме.262. Так Тирфельдер стал одним из первых пилотов реактивной авиации - летчиков тяжелых истребителей привлекали к освоению Ме.262 потому что они были привычны к двухмоторной схеме, и лучше управлялись с новым самолетом, быстрее ориентируясь в случае отказа техники.

Летом 1944, по завершении боевых испытаний Ме.262, гауптман Тирфельдер стал командиром полка III./ZG 26, получившего на вооружение реактивные самолеты. Однако командовал этой частью он недолго: 18.07.1944 в ходе первого боевого вылета на Me.262 Тирфельдера вышел из строя двигатель. Самолёт потерял скорость, был перехвачен и расстрелян американскими истребителями P-51 «Мустанг».

К моменту гибели гауптман Вернер Тирфельдер совершил более 300 боевых вылетов, в которых одержал 27 воздушных побед (6 на Западном и 21 на Восточном фронте); кроме того, в штурмовках Тирфельдер уничтожил на земле еще 41 самолет. Все победы были одержаны асом на тяжелом истребителе Bf.110.

WEISSENBERGER Theodor (23 победы на Bf.110 + 185 побед на Bf.109)

-4

Теодор Вайссенбергер (1914-1950) занимает 11 место в списке самых результативных асов Люфтваффе; но большинство своих побед он одержал на одномоторном истребителе Bf.109. На «Разрушителе» же Вайссенбергер сражался в самом начале своей летной карьеры; тем не менее, и на этом «тяжеловесе» он вышел в число самых результативных «Zerstorer-асов». Призванный из резерва, фельдфебель Вайссенбергер попал на фронт в августе 1941 г.; его направили в 1–ю тяжелую эскадрилью при JG.77, развернутой в Северной Норвегии. На Мессершмитте Bf.110 Вайссенбергер воевал в районе Мурманска, причем его основной задачей была не охота за вражескими самолетами, а прикрытие бомбардировщиков и атаки наземных целей. Тем не менее, открыв свой счет в октябре 1941, Вайссенбергер в течение 11 месяцев сбил 23 самолета, а также уничтожил 15 железнодорожных составов и 2 пункта ПВО, став на тот момент рекордсменом среди тяжелых истребителей. Произведенный за заслуги в лейтенанты, Вайссенбергер в сентябре 1942 перевелся в 6–ю эскадрилью JG.5 и пересел на одномоторный Bf.109. Эта легкая верткая машина позволила ему к концу войны довести свой счет до 208 побед...

KALDRACK Rolf (21 победа)

-5

Рольф Калдрак (1913-1942) имел богатый боевой опыт. В составе «Легиона «Кондор» он участвовал еще в войне в Испании, где сбил 3 самолета. В августе 1940 г. гауптман Калдрак был назначен командиром полка III./ZG76. В ходе «битвы за Англию» пилоты его полка одержали 112 побед; из них 11 было на счету самого Калдрака, и в ноябре 1940 г. гауптман был награждён Рыцарским крестом. В апреле 1941 Калдрак стал командиром полка II./SKG210 (впоследствии переименован в II./ZG1). Гауптман Калдрак погиб 03.02.1942 г. в бою в районе г. Торопец (Калининская обл.). Обстоятельства его гибели в литературе трактуются по-разному. В иностранных книгах говорится, что Bf-110 Калдрака «неожиданно столкнулся с советским истребителем МиГ, которого Калдрак только что атаковал и сбил». В отечественной же литературе утверждается, что он был сбит вместе со своим ведомым (обер-лейтенантом Вальтером Ортманом) над аэродромом Старая Торопа в схватке между четырьмя Bf.110 и одиноким ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Н.Ф. Бочарова из 21-го ИАП.

Через неделю после гибели гауптман Калдрак за 21 воздушную победу был посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.

KIEL Johannes (20 побед)

-6

Иоханнес Киль был пилотом гражданской авиации; его призвали в Люфтваффе накануне войны, и направили в 3./JGr.102, оснащённую устаревшими одномоторными Bf.109D. Киль принял участие во вторжении в Польшу; но воздушных боев он там почти не вел – его эскадрилья использовалась в основном для атак наземных целей. После завершения польской кампании 3./JGr.102 была перевооружена на Bf.110C, переименована в 3./ZG.2 и направлена сражаться против Франции. Там самолет лейтенанта Киля был сбит истребителем MS.406; Киль выпрыгнул из погибавшей машины с парашютом и попал в плен.

Освобожденный после капитуляции Франции Киль в составе 3./ZG.26 принял участие в «Битве за Британию», а в июне 1941 - в нападении на СССР. В роли истребителя-бомбардировщика Йоханнес Киль достиг больших успехов, и в феврале 1942 за 10 воздушных побед и огромное количество уничтоженной наземной техники Киль был награждён Германским крестом в золоте. А уже 18 марта 1942 г. обер-лейтенант Киль за 20 заявленных воздушных побед получил награду асов - Рыцарский крест.

В мае 1942 г. Киль был назначен командиром эскадрильи 6./ZG2, а в октябре его перевели в Erprobungskommando-16, испытывавшего новый ракетный истребитель Me.163 «Комета». К боевой деятельности гауптман Киль вернулся в августе 1943 г., после назначения командиром 7./ZG.26. Во главе этой эскадрильи он принял активное участие в обороне Рейха от постоянных налетов американских четырёхмоторных бомбардировщиков.

В январе 1944 г. гауптман Киль возглавил заново сформированный полк III./ZG.76. Хотя полк имел не полный состав, ему приходилось действовать против американцев с большой активностью, зачастую без истребительного прикрытия. Так произошло и 9.01.1944 г.: в районе Майнца Килю пришлось без прикрытия атаковать строй «Летающих крепостей» В-17, которых охраняли дальние истребители Р-38 «Лайтнинг». Под перекрестными огнем бортстрелков бомбардировщиков и истребителей сопровождения Bf.110G-2 гауптмана Киля вспыхнул и рухнул на землю.

Всего за время участия в боях гауптман Йоханнес Киль заявил о 20 воздушных победах, а также уничтожил на земле 64 самолета, 9 танков, 16 железнодорожных составов, 20 орудий, 3 транспортных судна, 2 торпедных катера и 1 подводную лодку.

SCHASCHKE Gerhard Otto (19 побед)

-7

Гауптман Герхард Отто Шашке (?-1941) в момент нападения на СССР был командиром штабного звена IV/ZG-76; это звено, оторванное от своего полка, сражалось в Заполярье на двухмоторных истребителях Bf-110Е. И сражалось успешно: уже 24.06.1941 гауптман Шашке штурмовым ударом потопил советский сторожевой корабль, а за две первые недели боев ему удалось уничтожить в воздухе 12 советских самолетов. В этих схватках Шашке использовал «эксклюзивный» способ, который стал для него шаблонным и, в конце концов, привел гауптмана к гибели...

«Эксклюзивность» заключалась в том, что Шашке бил советские самолеты на взлете, в тот момент, когда они только-только отрывались от земли и еще не успевали набрать скорость. Для успешного осуществления этого приема гауптман посылал вперед пару самолетов - пролететь над советским аэродромом, к которому сам Шашке подбирался на бреющем, скрываясь в складках местности. А когда советские истребители начинали взлет по тревоге, чтобы нагнать уходящие от аэродрома Мессершмитты, Шашке внезапно появлялся над полосой, и расстреливал взлетающие истребители в упор…

Однако придуманный Шашке прием атаки советского аэродрома «из-под земли» из-за постоянного повторения стал шаблонным, и это позволило русским летчикам «поймать» немецкого аса. 4.08.1941 Шашке вновь подобрался к аэродрому Шонгуй, но в этот раз «сталинские соколы» его уже ждали. Взлетевшие на прикрытие Мурманска самолеты сообщили о приближении к аэродрому противника, и тут же по тревоге в небо поднялось звено ЛаГГ-3 капитана Александра Зайцева из 145-го ИАП. Они то и обрушились внезапно на Bf.110 гауптмана Шашке. Тому не оставалось ничего другого, как принять бой - тем более что его поддерживали еще 3 Bf.110 и 4 Bf.109. В круговерти воздушной карусели капитан Зайцев сумел «повиснуть» на хвосте Шашке и, несмотря на отчаянное маневрирование немца, расстрелял его в упор. Bf.110 германского аса упал рядом с советским аэродромом (впоследствии его выставили для обозрения на площади Мурманска).

До своей гибели Герхард Отто Шашке успел совершить 50 боевых вылетов, в которых одержал 19 воздушных побед и потопил 3 корабля.

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»

2МВ. Ночные «Zerstorer – асы»

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.