Найти тему

Кто стоит на стеклянном море, смешанном с огнем, и поет песнь Моисея и Агнца? (Откр.15:2-4)

Оглавление

.

.

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои (Откр.15:2-4)

.

Вместе с видением семи Ангелов, имеющих семь чаш с последними язвами гнева и ярости, тайнозритель видит великое множество людей с «небесными гуслями», стоящих на «стеклянном» и одновременно «огненном море», которые «поют песнь Моисея и Агнца».

А поскольку ранее в книге Откровение дважды упоминались сто сорок четыре тысячи запечатленных Божественной печатью (Откр.7:4-8), утвержденных на Небесном Сионе и поющих торжественную «новую песнь» (Откр.14:1-5), — во многих предложенных богословами толкованиях «победившие зверя» из Откр.15:2-4 и те «запечатленные», которые упоминаются в главе 7 и в главе 14, рассматриваются как один и тот же образ, а некоторые различия в их описаниях признаются несущественными.

Однако воспринимать все вышеупомянутые свидетельства в качестве указания на одних и тех же людей неверно как минимум по той причине, что сто сорок четыре тысячи стоящих на Сионе, названные в главе 14 искупленными «от земли» и искупленными «из людей» первенцами, поют совершенно особенную «новую песнь», то есть песнь, которая до этого не воспевалась, и которой, как сказано, не могут научиться другие люди (Откр.14:3-4, сравн. с Откр.15:3, где «победители зверя», стоящие на стеклянном и огненном море, «...поют песнь Моисея, раба Божия...»).

Кроме того, в отношении 144 000 первенцев, взошедших вслед за Агнцем на Небесный Сион, говорилось, что они «не осквернились с женами» (Откр.14:4), но не говорилось, что перед восшествием на небеса они побеждали зверя и/или его начертание, — а стоящие на стеклянном море из главы 15 характеризуются именно как «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откр.15:2).

Другими словами, свидетельства книги Откровение раз за разом подчеркивают, что в нерукотворном храме есть две категории людей, которые взошли на Небесный Сион в разных обстоятельствах и в разное время.

Так, в главе 6 под пятой печатью сначала описываются «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели», которым были дарованы «одежды белые» (Откр.6:9-10), — а затем упоминаются их «сотрудники... и братья», которые, как сказано, «будут убиты, как и они», присоединятся к освобожденным из-под жертвенника и «дополнят число» Торжествующего Небесного Собора (Откр.6:11).

Сразу же после этого в главе 7 сначала называется «число запечатленных» (Откр.7:4-8), — а затем тайнозритель описывает «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков... с пальмовыми ветвями в руках» (Откр.7:9), которые «пришли от великой скорби», «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» и «пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр.7:14-15).

А в главе 14, где прорисована вселенская небесная жатва, сто сорок четыре тысячи стоящих на Сионе представляются первыми плодами жатвы пшеницы, что в третий раз свидетельствует о них как о взошедших на небо в самом начале новозаветных времен.

При этом «начертание зверя», победителями которого являются «поющие на Сионе» из главы 15, обрело полноту смысла и «условия для воплощения» только во времена Новозаветного Исхода, — поэтому первенцы веры времен Ветхого Завета, воскресшие первым воскресением и возведенные на Сион как начаток плодов новозаветной жатвы, не вели духовную брань с этим нечестивым начертанием.

(И, тем не менее, 144 000 запечатленных являются первенцами и среди побеждающих, так как, взойдя на небо при утверждении Нового Завета, они победили большого красного дракона, сравн. – «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего…», Откр.12:11, восторжествовав над ним вместе со всем Небесным Собором, сравн. – «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!», Откр.12:12.

Причем именно от утвержденного на Сионе небесного стана святых три Ангела возвестили миру вселенскую новозаветную брань, которая разворачивается на земле и в поднебесном мире, Откр.14:6–12, и в которой войну со святыми, пребывающими во плоти, ведет не дракон, а «зверь из моря» и связанные с ним нечестивые начертания, Откр.13:7-18)

Таким образом, есть основания утверждать, что «стоящие на огненном море» из главы 15, которые не случайно упоминаются перед видением семи Ангелов с чашами, есть те самые «сотрудники… и братья» первых небожителей, которые побеждали и побеждают в новозаветной брани с миром нечестия и дополняют число причастников Торжествующего Небесного собора на протяжении всех новозаветных времен.

А поскольку такая брань развернулась в поднебесном мире уже после того, как змей-дракон был сброшен на землю, а «образ зверя» стал отмечать неверных и беззаконных своими нечестивыми начертаниями, — стоящие на огненном море есть те самые «прочие от семени жены» из главы 12, которые имеют свидетельство Иисуса Христа и с кем рассвирепевший дракон «пошел вступить в брань» после утраты свойственных ему ранее сил и возможностей (Откр.12:17).

(Более того, именно эти люди называются «не изглаженными из книги жизни» и «записанными в книге жизни у Агнца», поскольку в отличие от всех прочих живущих на земле они «не поклонились зверю» и «не приняли начертания на чело свое и на руку свою», Откр.3:5, Откр.13:8, Откр.20:4 и т.д.)

Соответственно, можно утверждать, что видением «победителей зверя» завершаются панорамы новозаветной духовной брани, прорисованные в главах 12, 13 и 14, и что мнимая победа зверя, упомянутая в главе 13, выглядит таковой только для «живущих на земле» (сравн. – Откр.13:7), — но в духовной реальности «рожденные от семени жены», которые были и будут убиваемы «зверем» и «образом его», переходят пустыню ветхого мира, восходят на Небесный Сион, присоединяются к первенцам веры, дополняют череду небесного храмового священства и воспевают торжественную пасхальную песнь Моисея и Агнца.

(Эту песнь следует считать «пасхальной» по той причине, что первая библейская песнь пророка Моисея звучала после исхода из Египта и поражения фараона, Исх.15:1-21, сравн. с Откр.13:3, — а вторая была воспета после перехода пустыни перед вхождением народа в землю обетованную, Втор.32:1-44, сравн. с Откр.12:14.

Что касается «песни Агнца», — она также имеет пасхальный смысл, так как свидетельствует о спасении Кровью Агнца от рабства «вселенскому Египту», сравн. – Исх.12:5-13, Откр.5:9, и указывает на исполнение во Христе всех без исключения Божественных Обетований, включая обретение священного Божественного покоя, сравн. – 2 Кор.1:20, Евр.4:1-8 и т.д.)

Кроме того, при рассмотрении новозаветных свидетельств главы 15 можно в очередной раз отметить, что свойственные книге Откровение прямые и косвенные обращения к ветхозаветным пророчествам представляют исполнение этих пророчеств единым, цельным и непрерывным процессом, который совершается все новозаветные времена и достигает полноты и завершенности к последнему дню ветхого мира.

(Так, например, в Откр.15:1 в образах «семи чаш» и «семи поражающих ударов» прорисованы небесные суды над «вселенским Вавилоном» и «вселенским Египтом», — а в Откр.15:2 эти свидетельство продолжаются обращением к образу моря, смешанного с огнем, которое прямо связано со спасением народа Израиля от египетского рабства, ведь победившие зверя стоят на море ногами, как будто это море является сушей, сравн. – «…они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды», Неем.9:11; Исх.14:29, Евр.11:24-29 и т.д.)

При этом в устах «победителей зверя» звучит не та «новая песнь», которую воспели четыре животных и двадцать четыре старца при восхождении Агнца к Небесному престолу и переходе к Нему Небесной книги судеб (Откр.5:9).

И не повторяется та «новая песнь», которую воспели искупленные из-под жертвенника и взошедшие на Сион первенцы веры (тем более, что такой песне не могли научиться ни другие люди, ни Ангелы, Откр.14:3-4).

В торжественной песне тех, кто одержал четыре победы (над самим зверем, и над образом его, и над начертанием его, и над число имени его), соединяются все «новые песни», которые были упомянуты ранее, — и при этом исполняются во вселенском масштабе две ветхозаветные песни пророка Моисея, первая из которых прозвучала после потопления в море фараона и его войска (сравн. – «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море», Исх.15:1), а вторая имела смысл завещания, которое пророк Моисей оставил народу вместе с законом во свидетельство о последних и окончательных судах, грядущих на всех противников Бога и Его народа, сравн.:

Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов… У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся [вне]… Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам… Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и очистит землю Свою [и] народ Свой! (Втор.32:31-43)

.

Причем можно заметить, что события, которые упоминаются и во второй победной песне пророка Моисея, и в песне стоящих на огненном море победителей зверя, в точности соответствуют другим свидетельствам книги Откровение, а именно:

  • событиям последней жатвы, когда «ягоды нечестия» будут «срезаны серпом» и «истоптаны… в точиле за городом» (сравн. Втор.32:32–33 и Откр.14:20)
  • судам последних дней, совершающимся над всем ветхим миром в тот момент, когда рука святых «ослабела», а на земле не осталось ни «заключенных», ни «оставшихся [вне]» (сравн. Втор.32:36 с Дан.12:7 и Откр.11:7-11)
  • описаниям последней брани, когда совершится окончательное Божественное воздаяние и со всех человекоубийц будет взыскана вина крови (сравн. Втор.32:41-43 с Ис.34:5, Откр.6:10-11, Откр.14:20, Откр.18:20,24 и т.д.)

.

А поскольку во второй песне пророка Моисея при приложении ее к новозаветным временам возвещается в том числе и всеобщий Суд Последнего Дня, — в перспективе конца времен и в преддверии вечности она звучит как «песнь Агнца», в Пришествие Которого совершится до полноты все то, что отчасти (в качестве образа и тени) было прорисовано в событиях исхода Израиля из рабства в Египте, сравн.:

Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых... Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их, для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами, заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные, производить над ними суд писанный. Честь сия - всем святым Его. Аллилуия (Пс.149:1-9)

Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли… Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих (Ис.42:10-13)

.

Что касается «моря стеклянного», которое в самом начале небесных видений выглядело «подобным кристаллу» (Откр.4:6), — в новозаветные времена в нем отразился огонь искушений и испытаний (1 Пет.4:12-13, 1 Кор.3:13 и т.д.), так что святые Нового Завета перед входом в Небесный храм проходят очищение не только водой, но «водой и огнем» (сравн. – Чис.31:23, Зах.13:8-9, Мф.3:11 и т.д.).

Соответственно, как выходящим из «физического» Египта пришлось перейти море «Чермное», т.е. буквально «красное», — так и покидающие в новозаветные времена вселенский Египет переходят не только «пророческую» пустыню, но и «море, смешанное с огнем».

И как пройти «аки посуху» по Чермному морю стало возможным только под предводительством пророка Моисея (Мф.14:28-31, Евр.11:24-29), — так пройти невредимым огненное море новозаветной духовной брани возможно только под прямым водительством Господа и Спасителя, сравн.:

.

Кроме того, необходимо отметить, что радость, с которой победившие зверя встречают последние суды над миром нечестия, нельзя уподоблять нечистому торжеству обитателей поднебесного мира, когда они становятся свидетелями совершающихся у них на глазах «земных» наказаниях и отмщениях.

Чистая радость праведников связана не с «долгожданной местью носителям зла», — но с низложением и уничтожением самого зла, которое не должно, а в результате Последнего Суда и не сможет укрыться в «потаенных сосудах» и перейти в Божественную вечность, сравн.:

Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа (Ис.26:10)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «И вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе...» (Откр.15:5-7)

Предыдущая статья: Семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божья (Откр.15:1)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #победители зверя стоят на стеклянное море, смешанное с огнем, Откр.15:2 #победившие зверя и образ зверя и начертание зверя и число имени зверя поют песнь Моисея и песнь Агнца, Откр.15:2