Новая песнь Небесного собора (Откр.5:8-12)

Святой пророк и псалмопевец царь Давид, фрагмент иконы
Святой пророк и псалмопевец царь Давид, фрагмент иконы

И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (Откр.5:8-10)

Как только Агнец «как бы закланный» берет у Сидящего на престоле Небесную книгу, животные и старцы склоняются перед Агнцем в том же поклоне, которым они почитали Сидящего на престоле (сравн. – Откр.4:10), а в руках у старцев «вдруг» появляются гусли и золотые чаши, наполненные фимиамом (ранее ни то, ни другое в книге Откровение не упоминалось; сравн. – Чис.7:84-86). А поскольку буквально тут же весь храм наполняется торжественными песнопениями, — с этого момента тайнозритель наблюдает не просто Собрание святых, но Торжествующий Небесный Собор (Евр.12:23), громогласно прославляющий Агнца как Спасителя человечества и воздающий Ему Божественные почести.

(Здесь можно отметить, что согласно заповедям Моисея и уставам рукотворной скинии поклонение со «священническим» пением и воскурением фимиама предписывалось и дозволялось только при Богопочитании, сравн. – Исх.30:34-38, Исх.20:2-5, Пс.70:22-24, Лев.16:12-13 и т.д. А поскольку в Откр.5:8 сугубо Божественное почитание адресуется Победившему Агнцу, — это прямо и неоспоримо свидетельствует о Его Божественности)

При этом весьма знаменательно, что соответствующее подобным почитательным славословиям разумение и осознание было даровано небесным старцам уже после того, как Агнец «пришел и взял» из десницы Сидящего на престоле Небесную книгу, недоступную для всех прочих обитателей вселенной, — так что «новая песнь», утверждающая в том числе и несомненное достоинство Агнца «взять книгу и снять с нее печати», звучит не «до», а после того, как сама книга уже «перешла» от Сидящего на престоле к Спасителю Человечества.

Другими словами, некоторое «опоздание» небесных славословий по отношению к «взятию» книги вовсе не случайно, — ведь до этого знаменательного момента во вселенной просто не было тех, кто осознавал Божественное достоинство Агнца и мог воспеть соответствующую этому осознанию «новую песнь».

(Греч. слово καινός — это не просто «новый», а принципиально новый, т.е. новый по качеству, по самой сути; то, что не имело подобия. А греч. слово ὠ̨δὴ имеет тот же смысл, что и русское слово «ода», — то есть означает не просто «песню», но возвышенное торжественное славословие, сравн. – Откр.14:3, Откр.15:3)

Таким образом, именно в момент перехода Небесной книги к Победившему Агнцу все то, что выглядело невозможным и даже немыслимым, превратилось не просто в возможное, но и в реальное, — а возвещенное ветхозаветными пророками отдаленное будущее соделалось «настоящим» и обрело ясный и очевидный евангельский смысл.

Более того, можно заметить, что посвященная этому событию «новая песнь» по смыслу более «человеческая», нежели «ангельская», так как именно род Адама обрел в Сыне Человеческом уста и разум, позволяющие прославлять Господа и Спасителя чистым словом истины (т.е. право-славно), сравн.:

Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! (Пс.42:3-4)

Причем в самом глобальном смысле торжественная песнь Благовестия звучит не только из уст небожителей: через священническое предстояние небесных старцев и находящиеся у них в руках «чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», эта песнь доносится к Престолу с земли, где ее воспевают все члены Церкви Христовой, пребывающие во плоти, — а слова этой песни косвенно свидетельствуют о том, что в каждом из поющих открылась способность «смотреть» в Небесную книгу и «читать» в ней прошлое, настоящее и будущее всего человечества.

Кроме того, и песнопение причастников небесных тайн, и «появившиеся» у старцев гусли и золотые чаши указывают на то, что отныне весь Небесный собор исполняет совершенно особенную вселенскую священническую миссию (сравн. – «…и соделал нас царями и священниками Богу нашему…», Откр.5:10), прославляющую Подвиг Господа и Спасителя, искупление человечества из уз греха и смерти и призвание человека «на царство» в обновленной вселенной.

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр.5:11-12)

Буквально тут же, без каких-либо временны́х пауз и «промежуточных» видений, тайнозритель свидетельствует о невероятном возрастании, умножении и наполнении Торжествующего Собора, в результате чего число тех, кто собран на Небе под Именем Господа и Спасителя, исчисляется уже не в единицах и десятках, как в главе 4, — а в «мириадах мириад» (т.е. «тьмах тем») и тысячах тысяч. Причем все это невообразимое множество едиными устами адресует Агнцу-Спасителю «силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение», — то есть те достоинства и совершенства, которые способна видеть и прославлять в Спасителе только Его Святая Церковь.

При этом весьма знаменательно, что в сравнении с теми прославлениями, которые исходили чуть ранее от четырех животных и двадцати четырех старцев (Откр.4:9-11), число небесных славословий возрастает до символического числа «семь», т.е. до совершенной полноты, — так что с этого момента Церковь Христова прославляет не что иное, как Полноту Совершенств своего Господа и Спасителя, сравн.:

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет.2:9)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Конечная цель Божественного Домостроительства (Откр.5:13-14)

Предыдущая статья: Агнец посреди престола (Откр.5:6-7)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #гусли и золотые чаши с фимиамом которые суть молитвы святых, Откр.5:8 #двадцать четыре старца поют новую песнь ибо Ты Кровию Своею искупил нас Богу из всякого народа, Откр.5:9 #и соделал нас царями и священниками Богу и мы будем царствовать на земле, Откр.5:10 #достоин Агнец закланный принять силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение, Откр.5:12