Найти тему

Как получилось, что 144000 стоящих на Сионе «не осквернились с женами» и куда они «следуют за Агнцем»? (Откр.14:4-5)

Оглавление

.

.

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (Откр.14:4-5)

.

Вопрос о том, как следует воспринимать утверждение о девственности «небесных первенцев», в разные времена пытались разрешить почти все толкователи и богословы, упоминавшие в своих трудах «запечатленных… из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4), о которых свидетельствует книга Откровение.

Так, например, профессор Лопухин предлагает буквальный вариант разумения этого новозаветного свидетельства (хотя и не ограничивает его только буквальными смыслами):

В последние времена эти избранные и совершенные для того, чтобы оставаться верными христианству, при страшных гонениях антихриста среди невозможных условий должны были совершенно отказаться от брачной жизни, которая могла бы связать их нежелательными узами с антихристианским миром. Их девственность - девственность в широком смысле этого слова, как высшая христианская добродетель или как совокупность всех христианских добродетелей при полнейшем целомудрии. Они суть избранные, ибо, презрев брачную жизнь, все блага семейной жизни, предали себя на всецелое служение Богу и в этом смысле всюду ходят за Агнцем

.

Однако проф. Лопухин видит в свидетельствах главы 14 персонажей и события времен «последнего антихриста», что в контексте «храмовых» смыслов книги Откровение представляется ошибочным.

А свт. Андрей Кесарийский предполагает, что в образе ста сорока четырех тысяч «поющих на Сионе» прорисованы праведники от всех народов, восходящие на небо в новозаветные времена:

…или же девственников Нового Завета, как по внутреннему, так и по внешнему человеку, потому что в Ветхом Завете девственников было немного.

.

Более того, святитель предлагает отличать 144 000 «искупленных от земли» из главы 14 от тех 144 тысяч «запечатленных… из всех колен сынов Израилевых», которые были перечислены тайнозрителю через имена библейских колен при снятии печатей с Небесной книги (Откр.7:4-8).

Свт. Андрей Кесарийский:

Поэтому нужно отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен израильских, о девстве которых не говорилось

.

Что касается «духовного девства» непорочных небесных первенцев, которое отмечают оба вышеупомянутых богослова, — эти замечания без сомнения верны, и в точности соответствуют тем образам, к которым обращается в своих посланиях ап. Павел: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.2:2).

И, тем не менее, прочитать утверждение о том, что 144 000 стоящих на Сионе «не осквернились с женами, ибо они девственники» исключительно в отвлеченном смысле, то есть ограничить это утверждение образом «духовного девства», нет никакой возможности, ведь подобное толкование оставляет вне рассмотрения самое прямое и буквальное свидетельство, согласно которому небесные первенцы «не осквернились с женами». Поэтому даже с учетом того, что по весьма верному замечанию свт. Андрея Кесарийского девственников по плоти среди подвижников веры времен Ветхого Завета практически не было, — в образах Откр.14:4-5 возможно видеть только ветхозаветных праведников, возведенных Спасителем на Небесный Сион сразу же после сокрушения «ворот ада» и победы жизни над смертью (сравн. – «ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил», Пс.106:16).

Однако и причину, и возвышенный смысл их буквальной непорочности следует искать не в той земной жизни по плоти, которую они отдали «за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9), — но в их христианском рождении от «нетленного семени», которое они пережили уже после того, как закончили свой земной путь (сравн. – сравн. – – «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия», Ин.3:3-7; «[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия…», 1 Пет.1:23; Еф.4:8-12, 1 Пет.3:18-20 и т.д.).

Другими словами, поскольку слово истины, от которого святые мученики времен Ветхого Завета были рождены к жизни вечной и посредством которого они вознеслись на Небесный Сион, им возвестил Сам Воскресший Христос, — их буквальное девство принадлежит им по рождению свыше и по той новой природе, которая была дарована им от Воскресения Спасителя (т.е. от того момента, когда они, поначалу пребывая «под жертвенником», были «искуплены от земли», обрели белые священнические одежды и были введены Небесным Первосвященником в нерукотворную небесную скинию, Откр.6:9-11).

(С учетом того, что после рождения от нетленного семени ветхозаветные праведники уже не возвращались к жизни по плоти, — они в самом прямом и буквальном смысле «не осквернились с женами», но проследовали за Агнцем на Небесный Сион, приняли служение храмового священства и встали у Божественного престола как Торжествующий Собор и Церковь Первенцев Нового Завета.

Более того, в последний день ветхого мира они проследуют за Агнцем с небес на землю как небесные воители, исполненные Его Божественной Силой и облеченные в Его Царственную Славу, Откр.19:11-16, сравн. «они следуют за Агнцем куда бы Он не пошел», Откр.14:4.

И, при всем при этом, полнота их девства включает в себя и «девство духовное», о котором вслед за ап. Павлом совершенно верно рассуждают и проф. Лопухин, и свт. Андрей Кесарийский)

Кроме того, если видеть в «искупленных из людей первенцах» именно и только ветхозаветных праведников от двенадцати библейских колен, в свидетельстве об их непорочности приоткрывается возвышенный новозаветный смысл одного из «мессианских» образов, прорисованных в ветхозаветные времена в книге пророка Михея:

И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его… В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века (Мих.4:1-7)

(Здесь можно пояснить, что библейский образ «хромлющего» прямо связан с именем «Израиль», так как патриарх Иаков получил это имя не за подвиг веры, а за то, что боролся с Богом, и в результате был до конца жизни отмечен буквальной хромотой, Быт.32:24-31. При этом наличие хромоты согласно заповедям Моисея делало животное порочным, то есть непригодным для возложения на жертвенник, — а левиты, имеющие хромоту, не могли нести служение при храме.

А поскольку имя «Израиль» обозначало в том числе и определенную «духовную хромоту», то есть склонность к богоборчеству, — все праведники времен Ветхого Завета ожидали прихода Мессии, который должен был отвратить от Израиля в том числе и «нечестие духовной хромоты», сравн. – «…придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова», Рим.11:26; Соф.3:19, Евр.12:13 и т.д.)

Но самое очевидное новозаветное свидетельство о 144 тысячах стоящих вокруг Агнца на Небесном Сионе прорисовано в утверждении, что они как «первенцы из людей» в буквальном смысле являются «небесным начатком человечества», — а понятие «начаток» есть неотъемлемая часть ритуальных заповедей закона Моисея (греч. словом ἀπαρχή обозначаются в том числе и первые плоды нового урожая, которые считались самыми лучшими и приносились в храм в посвящение Господу, Исх.34:22, Чис.18:12, сравн. – Иак.1:18).

Более того, ветхозаветный праздник седмиц, который отмечался на пятидесятый день после вознесения Богу первого пасхального снопа (а этот сноп являлся прообразом Самого Господа, Лев.23:9-14), имел и второе название «праздник начатков жатвы» (Исх.34:22-23), т.е. возвещал начало ежегодной жатвы пшеницы и прорисовывал вселенскую жатву новозаветных времен (см. ссылку 1, ссылку 2 и ссылку 3).

Соответственно, если видеть в поющих на Сионе буквальный «начаток из людей», то есть первые и совершенные плоды вселенской новозаветной жатвы, которые были вознесены Первосвященником к Небесному Престолу после Его Воскресения, — в главе 14 книги Откровение открываются свидетельства, посвященные жатве не только там, где упоминаются «серпы», «созревание плодов» и т.д., но буквально с самых первых стихов, где воплощаются в реальность ветхозаветные «храмовые» установления, пребывавшие до времени под покрывалом своих буквальных смыслов.

Причем христианам понятно, что всеобщая новозаветная жатва отсчитывается от дня Пятидесятницы (т.е. от пророческих смыслов ветхозаветного «праздника начатков», сравн. – Ин.4:35), — а сбор «добрых плодов человечества» продлится все новозаветные времена до Второго Пришествия Спасителя.

Знаменательным является и то обстоятельство, что слово Откровения уподобляет «искупленных из людей» ветхозаветным первенцам, которые считались таковыми по первенству рождения и почитались священным уделом Господа (Исх.13:2, Исх.13:15-16).

(Здесь можно отметить, что вопреки лжесвидетельствам о Спасителе самопровозглашенных «свидетелей Иеговы», которые пытаются выдать себя за свидетелей того, чего они в глаза не видели и видеть не могли, то обстоятельство, что 144 тысячи представляются в Откровении священным уделом Бога и Агнца, прямо свидетельствует о Божественности Христа-Спасителя, так как в противном случае посвящение Божественного удела Агнцу есть вопиющее идолопоклонство, сравн. – «Мои они...», Исх.13:2; Чис.18:15-17 и т.д.)

Что касается утверждения «в устах их нет лукавства», — оно еще раз свидетельствует о поющих на Сионе как о мучениках, которые исповедали Бога и Божественные истины не только устами, но и голосом своей собственной крови (сравн. – «вы еще не до крови сражались…», Евр.12:4), после чего даже сам диавол утратил возможности обвинять их в том, что их свидетельство было лицемерным, и что они призывали к тому, чему сами не следовали (см. соответствующую публикацию).

Другими словами, свидетельство мучеников открылось вселенной не только человеческим словом, которое всегда отчасти лукаво.

И даже не такими добрыми делами, которые были связаны для человека с некоторыми жертвами, но не требовали от него жертвовать самой своей жизнью (сравн. – Мф.16:25, Мк.8:35, Ин.15:13, «…и не возлюбили души своей даже до смерти», Откр.12:11).

Мученики за слово Божье исповедали Господа и свою веру самым чистым и самым неоспоримым способом, возложив на алтарь Благовестия свою собственную душу (сравн. – Евр.11:17-19), — и поэтому в любом случае совершили более того, о чем говорили.

(В самом общем смысле лукавство в человеческих устах является одним из проявлений общей нечистоты человека, Соф.3:9, Мф.15:18, Еф.4:29. Соответственно, уста, в которых нет лукавства, свидетельствуют о чистоте сердца и помыслов и о неподсудном состоянии человеческой совести, Ин.1:47, Иак.3:2-8 и т.д.)

Так или иначе, свидетельство о совершенной чистоте и непорочности искупленных от земли первенцев представляет их только что рожденной во Христе новозаветной Церковью, которая не имеет ни пятна, ни порока, ни хромоты Израиля (Еф.5:27).

А с учетом того, что непорочность Церкви Первенцев была «измерена» не законами «заповеди плотской», но беспрецедентной святостью Небесного Престола (сравн. – «…они непорочны пред престолом Божиим», Откр.14:5), — нет сомнений, что духовная чистота «поющих на Сионе» имеет самое совершенное качество и самый возвышенный смысл.

Кроме того, можно заметить, что пророческие панорамы, прорисованные в главах 13 и 14, опираются в том числе и на весьма знаменательные противопоставления, среди которых:

  • «море» и «земля» с одной стороны (Откр.13) — и Небесный Сион с другой (Откр.14:1-5)
  • «звери» из моря и из земли (Откр.13) — и Царство Небесное и Небесный Агнец (Откр.14:1-5)
  • «живущие на земле», поклоняющиеся зверю и образу зверя (Откр.13) , — и «поющие на Сионе» (Откр.14:1-5)
  • печать с именем зверя (Откр.13:17-18) — и печать с именем Бога (Откр.14:1)
  • поклоны дракону и зверю (Откр.13) — и преданность Агнцу (Откр.14:4);
  • «драконьи» уста зверя из моря и зверя из земли (а диавол именуется в том числе и «лукавым») — и уста, в которых нет лукавства (Откр.14:5)

.

А поскольку отмеченные «печатью зверя» представляются «нечестивой альтернативой» тем людям, которые запечатлены печатью Отца Небесного, — вполне очевидно, что эта «звериная» печать не является неким внешним атрибутом, налагаемым на людей вопреки их собственной воле, но знаменует их собственную внутреннюю нечистоту и преданность различным порокам (этому вопросу была посвящена отдельная публикация).

В целом же можно утверждать, что в видениях Небесного Сиона главы 14 тайнозрителю явлена Небесная Церковь Первенцев, «искупленная от земли» Кровью Спасителя, которая победила «начертание зверя» уже по способу своего рождения (от нетленного семени), обрела совершенное состояние, вознеслась на небо и неотступно пребывает там в присутствии Божьем:

Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:25-27)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие...» (Откр.14:6-7)

Предыдущая статья: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи... искупленных от земли» (Откр.14:1-3)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники, Откр.14:4 #Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, Откр.14:4 #в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим, Откр.14:5