Найти в Дзене

О разумении смыслов «числа зверя» (Откр.13:16-18)

Оглавление

.

С учетом сказанного в предыдущих публикациях есть основания утверждать, что даже самое совершенное разумение смыслов и свидетельств, прорисованных в книге Откровение в образах «числа» и «имени зверя», не гарантирует читателям духовную победу над этими нечестивыми начертаниями. Ведь оба этих образа указывают на свойственные ветхому человеку явные и тайные недостатки, из-за которых он пребывает порочным не только в поступках, но и в сердце, и в мыслях, — а только путем умственного отказа от собственного несовершенства ни один внутренний недостаток восполнить невозможно.

А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя (Иуд.10)
А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя (Иуд.10)

.

А это означает, что осознание смыслов нечестивого числа и начертания есть всего лишь диагностика «заболевания», которая сама по себе не избавляет человека от уже имеющихся у него пороков.

Кроме того, само понятие «недостаток» подразумевает отсутствие чего-то конкретного, что в нормальном состоянии должно наличествовать в полноте, без всякого недостатка. А среди смыслов числа и начертания зверя нет прямых и очевидных свидетельств о том, чего именно недостает каждому конкретному человеку.

Не найдется готовых ответов на этот вопрос и внутри самого человека, то есть в его сердце и разуме: поскольку внутренняя порочность не обличает сама себя и обнаруживается только в свете истины Божьей (Ин.3:19-21), — выявление и осознание собственных недостатков возможно только путем добросовестного сравнения того, что человек находит внутри себя, с теми прославленными в Церкви совершенными образцами, в которых есть все, что должно быть (сравн. – 2 Тим.3:17).

Что касается реального исправления внутренних пороков, — такое усовершение возможно только через приобретение и накопление того, чего недостает человеку до подлинной христианской полноты (т.е. до соответствия «совершенным человеческим образцам»). Поэтому для людей, пребывающих вне Церкви, борьба с начертанием зверя попросту невозможна, — ведь разумение того, какой должна быть христианская беспорочность, то есть полнота без недостатка (сравн. – «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен», 2 Тим.3:17; Иак.1:4), есть только в Церкви Христовой, прославляющей Иисуса Христа не только как Бога Истинного и Спасителя Человечества, но и как Истинного Совершенного Человека, сравн.:

…вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет.2:9)

.

Более того, только Апостольская Церковь способна отделять подлинные «письма Христовы» (2 Кор.3:3) от «неразборчивых человеческих писаний», — то есть принимать за образец и прославлять в своей среде именно тех людей, кто своей жизнью и смертью явил миру не только внешние атрибуты христианской веры, но и совершенные внутренние качества, свойственные Самому Спасителю.

При этом вне Церкви совершенных человеческих образцов просто не существует: поскольку все образы Спасителя и примеры добродетелей, «нарисованные» непросвещенным человеческим умом, подобны египетскому тельцу, то есть наследуют внутренние свойства и качества людей, «рисующих» Христа по собственному подобию и в итоге верующих не в Спасителя, а в свое отражение, — для пребывающих вне Церкви многие собственные пороки остаются сокрытыми во тьме их личного невежества и их собственной внутренней порочности (сравн. – Мф.6:23).

Другими словами, все попытки поклонения Господу и Спасителю «без посредников», т.е. «внутри себя» и «по своему уму», мало чем отличаются от поклонения и служения тому образу мира, который носят в себе люди, прямо отвергающие и свидетельства Церкви, и самого Спасителя, сравн.:

…они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал...(Откр.13:14-15)

.

Кроме того, только полнота учения Истинной Церкви способна наставить и утвердить спасаемых в том, что каждый явный и тайный человеческий порок существует исключительно как недостаток вполне определенных христианских добродетелей.

(Так, гордыня в качестве порока свидетельствует об отсутствии смирения; тщеславие — о недостатке скромности; сребролюбие и себялюбие — о недостатке жертвенности; чревоугодие и блуд — о недостатке воздержания и целомудрия, и т.д.)

Поэтому единственный путь, способный привести человека к христианскому совершенству, т.е. к совершенству в полноте и целости, «без всякого недостатка» (1 Фес.5:23, Иак.1:4), — это путь реального (а не воображаемого, или умственного, или «показного») созидания и накопления (стяжания) в сердце и в мыслях подлинно христианских свойств и качеств, способных воплощаться в видимые добродетели.

Более того, даже воцерковленным христианам пройти такой путь весьма и весьма непросто. Конечно, этому важнейшему аспекту христианской жизни посвящены и православные молитвы, и бесчисленные проповеди, и целые труды святых и подвижников, — так что насущная необходимость не только каяться, но и побеждать собственные внутренние пороки, хорошо известна каждому новообращенному и воцерковленному христианину (Мф.12:30, Лк.11:23). Однако для замутненного мирской суетой разума подобные смыслы порой представляются не только простыми и очевидными, но и недостаточно значимыми для того, чтобы иметь подлинную ценность (в отличие, например, от некоторых тайн книги Откровение).

Тем не менее, именно христианское усовершение в добродетелях необходимо всем и каждому, кто желает выйти живым с поля вселенской духовной брани. Ведь, как уже отмечалось ранее, эта брань начинается не с неких формальных начертаний, но с того внутреннего содержания самого человека, которое не соответствует в нем Совершенному Небесному Образцу.

А поскольку для восполнения внутренних недостатков мало разумения их наличия и некоторых собственных усилий, направленных на их ограничение и «подавление», — христианская духовная брань не может и не должна ограничиваться исключительно умственной сферой.

Всякий человек крайне нуждается в реальном причастии Истинному Небесному Священнодействию, которое направляет его к полноте и совершенству не светом его собственного плотского разума, и не силой его человеческой воли, — но Милостью и Благодатью Божьей, подаваемых в Таинствах Церкви от Вечного Божественного престола (Иер.17:12).

(Другими словами, те верующие, кто не просто разделяет учение Церкви на уровне убеждений, но и участвует в ее литургической жизни, ведут брань и с образом зверя, и с его начертанием, и с числом его имени даже в том случае, если они не осознают всех связанных с этими понятиями смыслов. Такие люди способны побеждать мирское нечестие и мирские похоти по той простой причине, что они следуют наставлениям Церкви и приобщаются к ее Таинствам, и поэтому имеют силы и возможность вести подлинно христианскую благочестивую жизнь в вере.

И напротив, знающие многие тайны не становятся через это знание ближе к победе, — ведь недостатки, порождающие пороки, не могут «восполниться» в человеке только потому, что он увидел и осознал их наличие)

Что касается победы человека в новозаветной духовной брани, — поскольку такая победа предполагает беспорочное внутреннее содержание, близкое к совершенству, она достигается только путем непрерывного и самоотверженного возрастания в вере.

(Причем и здесь речь идет не об «умственной» вере, то есть не просто о наборе правильных убеждений, — но о вере Божьей, которая побуждает человека день за днем отвергаться себя и, возносясь к горнему и приобщаясь к Церковным Таинствам, соделываться причастником великого храмового священнодействия времен Нового Завета)

А единственно возможным способом успешного противостояния непрерывным атакам со стороны зверя, образа зверя, начертания зверя и числа и имени зверя, являются:

  • скромность и жертвенность (в которых смерть для тщеславия, любостяжания, сребролюбия и так далее, т.е. пороков душевных, Мф.10:39, Мф.16:24, Ин.15:13, Откр.3:17, Откр.17-Откр.18)

.

Таким образом, только путем постоянного участия в богослужебной жизни Церкви и исполнения христианскими добродетелями (сравн. – «…кто не собирает со Мною, тот расточает», Мф.12:20, Лк.11:23) человек может подходить к таинству освящения, которое совершается не им, — а над ним.

Причем принять и удерживать такое духовное положение возможно только при условии, что человек не ищет совершенный образ в самом себе, но скромно и смиренно принимает дарованную в Таинствах Церкви Силу и Благодать, исходящую от Небесного престола, — и в результате побеждает мир не человеческим разумом и волей, а Божественным Образом, который низлагает в человеке свойственный его ветхой природе образ зверя и направляет уверовавших к подлинному совершенству тела, души и духа (сравн. – 2 Кор.3:3, Гал.4:19 и т.д.).

При этом вполне очевидно, что пройти такой путь, опираясь только на формальное соблюдение буквальных предписаний закона Моисея, в древние времена не было ни малейшей возможности. Ведь основу этого закона составляют ограничения и запреты («не делай», «не пожелай», «не прикасайся» и т.д.), которые препятствуют проявлению пороков и сдерживают распространение беззакония, но не способны наделить человека подлинными добродетелями и восполнить уже имеющиеся у него внутренние несовершенства, провоцирующие преступать заповеди, сравн.:

…ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр.7:19)

.

А это означает, что в призывах книги Откровение к соблюдению закона и заповедей (напр., Откр.14:12, Откр.22:14) речь идет не о буквальных заповедях закона Моисея в их ветхозаветном понимании (когда идея служит букве, а не буква идее).

Новозаветная книга Откровение говорит о заповедях Совершенного Закона Христа (сравн. – «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии», Иак.1:25; «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса», Откр.14:12), — и прямо свидетельствует о том, что только исполнители этого Закона способны побеждать начертание зверя и противостоять вселенскому беззаконию как духовные воины Спасителя, представляющие в мире сем Его Святую Церковь (которая не просто воинствует, но и побеждает и самого «зверя», и «образ его», и «начертание его», и «имя зверя», и «число имени его»).

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Победная весть книги Откровение

Предыдущая статья: Продавцы и покупатели вселенского духовного торга

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #порочность человека как связана с числом и начертанием зверя #суть христианских добродетелей и христианского совершенства человека #что означает число и начертание зверя