Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Пепелац, который был глазами Кригсмарине. Arado Ar 196 и его модификации

На фоне Мессершмитт-109 и Focke Wulf 190 Arado не так явно показал себя во время боевых действий. Однако этот самолёт немцы применяли почти на всём протяжении Второй Мировой войны. На счету этого гидросамолёта было немало военных побед, но история о них почти полностью отсутствует. Наверное отчасти это связано с особой ролью этого самолёта - авиаразведка.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

В войска этот самолёт начал поступать в 1939 году и чаще всего базировался в авианесущем флоте, в частности на "карманном" линкоре Адмирал Граф Шпее. Самолёт оказал просто огромную поддержку линкору во время боевого похода в Южную Атлантику. Корабль вёл прицельный огонь по британским бортам, находясь при этом в визуальной недосягаемости для британскох орудий. Гидросамолёты поднимались в небо и проводили авиакорректировку артиллерии. Но из-за слишком близкого сближения с английским флотом, Шпее получил несколько серьёзных пробоин. Один из снарядов попал в катапульту Шпее, из-за чего Ar 196 не смог проводить дальнейшую разведку.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

По мере производства, самолёт Арадо стал заменять собой He 60 почти на всех кораблях Кингсмарине. С конца 1939 года в ряды стали поступать новые самолёты: Arado Ar 196A-2. Эти самолёты стали выполнять гораздо более широкий спектр задач: в частности самолёт вёл не только разведку, ни и контроль акватории со своих гидродромов.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

На модификациях Ar 196V-4 были установлены пулемёты MG-17 и 2 пушки MG-FF, но боезапас у вторых был совсем скромным, поэтому в качестве основного вооружения использовался пулемёт. К 1940-му году завод сумел сдать в эксплуатацию 98 самолётов, включая 24 машины A-4. Эти самолёты стали замещать собой другие Ar 196A-1. Эти самолёты отличались не только наличием вооружения, но и радиостанции FuG-16Z; вместо воздушного винта Schwarz устанавливался VDM. Кроме того, была увеличена прочность конструкции.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

26 мая 1941 года два Ar 196 стартовали с линкора Бисмарк, с целью уничтожить гидросамолёт Catalina Британских ВВС. Увидев на горизонте несколько немецких гидросамолётов экипаж Каталины сумел сообщить примерные координаты Бисмарка. 196-ым уничтожить английский самолёт не удалось, а вот Великобритания направила в акваторию нахождения немецкого корабля несколько торпедоносцев Swordfish. Самолёт сумел вывести из строя Бисмарк, повредив ему рулевое направление. Затем, 28 мая корабль был полностью потоплен.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

Другой известный боевой вылет произошёл 5 мая 1940 года. Два гидросамолёта Ar 196 из 1-ой эскадрильи 706-ой группы корабельной авиации, обнаружили в проливе Каттегат британскую субмарину, которая уже успела подорваться на мине. Уйти под воду она не могла, поэтому после появления второго самолёта, экипаж подводной лодки "Сил" капитулировал. Под наблюдением двум Ar 196 лодка сумела доплыть до порта Аальборг и сдаться в плен.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

В 1941 году было построено ещё 97 самолётов Ar 196A-3, которые имели часть конструктивных отличий, особенно в составе бортового оборудования. В 1943 году головной завод сумел собрать последнюю модификацию Ar-196A-5, которая отличалась усиленным оборонительным вооружением: спаренной пулеметной установкой MG-81Z с боекомплектом 2000 патронов. Была установлена радиостанция FuG-141 и FuG-16Z.

В 1944 году на головном заводе в Варнемюнде был остановлен весь процесс производства, поэтому ещё за год до этого, дополнительной площадкой по производству Ar 196 стала фирма Fokker, в Нидерландах. Всего же было построено 500 самолётов, включая пять прототипов.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

Почти все произведённые самолёты работали с береговых баз и состояли на довольствоании групп SAGr. Изначально самолёты состояли в SAGr в Балтике, затем часть личного состава и сами самолёты перекинули в Черное море, в Румынию. Другая группа SAGr-126 действовала на Крите и воевала на Балканах и в Восточном Средиземноморье. SAGr-128 работала над Ла-Маншем и Бискайским заливом, а SAGr-131 работала в Норвегии. Самолёты Ar-196 также имелись во флоте союзников Германии: в Болгарии и Румынии.

Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации
Пепелац, который был глазами Люфтваффе. Arado Ar 196 и его модификации

Под конец войны конструкторы Арадо планировали сделать более совершенный Ar 196C, с новым бортовым оборудованием и улучшенной аэродинамической схемой, но его производство так и не началось. Так и закончилась такая короткая история немецого гидросамолёта.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.