Найти тему
Андрей Мятиев

Регистрация велосипедов в Российской Империи и СССР. Часть 2-я - Гражданская Война и НЭП. Материалы из коллекции Веломузея.

В фондах Веломузея Андрея Мятиева хранится обширнейшая коллекция материалов, касающихся регистрации и учета велосипедов в органах власти – номерных знаков и регистрационных документов, выдававшихся в различных городах Российской Империи и Советского Союза в разное время. Коллекция велосипедных номеров насчитывает более 300 единиц, а собрание документов – около 150. В этой публикации я расскажу о регистрации велосипедов в период Гражданской Войны и Военного Коммунизма, а также в относительно спокойные времена НЭПа (Новой Экономической Политики), то есть с 1918 до 1931 года.

Первую часть публикации, рассказывающую о регистрации велосипедов в Российской Империи можно прочитать здесь:

Молодая Советская Республика унаследовала от Российской Империи старую систему регистрации и учета велотехники, а также правила дорожного движения для велосипедистов. Напомню, что до Октябрьской Революции утверждением всех вышеозначенных норм и правил занимались местные Городские Думы, так что несмотря на то, что в общем и целом правила были примерно одинаковы по всем городам Единой и Неделимой, но имелись также свои особенности «на местах». В годы Мировой Войны была объявлена мобилизация частных транспортных средств, в ходе которой автомобили, мотоциклы и частично велосипеды экспроприировались для нужд армии. При этом, в некоторых случаях транспорт мог быть конфискован (то есть отчуждался у частника без оплаты), но в основном проводилась реквизиция (стало быть производилась оплата отчуждаемого имущества). Законы военного времени стали еще жестче в ходе Гражданской Войны – любой транспорт, включая велосипеды, регистрировался, при этом за уклонение от регистрации сулили «десять казней египетских» в форме штрафов, принудительных работ, лишения свободы, а то и смерти. И Белая и Красная власти остро нуждались в транспорте, а самым эффективным личным транспортным средством, не требующим дефицитного топлива или кормов и квалифицированного ухода, оставался велосипед.

Постановление Генерал-Губернатора Северной области генерал-лейтенанта Миллера (Белая Армия), запрещающее езду на велосипедах и мотоциклетах по тротуарам, садам и аллеям г. Архангельска. Впечатляют меры наказания для нарушителей! Июнь 1919 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Постановление Генерал-Губернатора Северной области генерал-лейтенанта Миллера (Белая Армия), запрещающее езду на велосипедах и мотоциклетах по тротуарам, садам и аллеям г. Архангельска. Впечатляют меры наказания для нарушителей! Июнь 1919 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
А это - постановление уже Советской Власти г. Вязники о введении налога на механический транспорт. Опять же впечатляют меры, сулимые нарушителям постановления - конфискация транспорта. Май 1920 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
А это - постановление уже Советской Власти г. Вязники о введении налога на механический транспорт. Опять же впечатляют меры, сулимые нарушителям постановления - конфискация транспорта. Май 1920 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Приказ коменданта г. Симбирска (Советская Власть) - об обязательной регистрации велосипедов. Наказание опять же суровое - "по всей строгости революционных законов" и вряд ли за этой формулировкой стоят штрафы. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Приказ коменданта г. Симбирска (Советская Власть) - об обязательной регистрации велосипедов. Наказание опять же суровое - "по всей строгости революционных законов" и вряд ли за этой формулировкой стоят штрафы. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В случае необходимости велотехника, как правило, конфисковывалась, а об оплате не могло быть и речи – владелец был рад, если удавалось остаться живым и не попасть в тюрьму. По мере уменьшения накала гражданской борьбы наступили несколько более либеральные времена, однако, лишиться своего «железного коня» легко могли как представители эксплуататорских классов, так и классов-гегемонов, с чем «помочь» им с удовольствием могли любые советские органы власти. В отдельных местностях объявлялась мобилизация велосипедов для нужд Соввласти и владельцам зарегистрированных веломашин приходилось, скрипя зубами, самостоятельно сдавать их на сборные пункты. Те умники, которые ухитрились дальновидно не зарегистрировать свои велосипеды, разбирали их буквально на винты и прятали по частям в разных местах, трясясь от страха, что придут с обыском и найдут… И за сокрытие уж не то, что по головке не погладят, а могут и к стенке прислонить – по законам военного времени.

Акт, выданный Уездной Комиссией по Мобилизации Велосипедов г. Калязина некому Аркадию Николаевичу Пирогову, у которого был реквизирован принадлежащий ему велосипед, за который была выплачена компенсация в размере 2700 р. В то время в стране наблюдалась гиперинфляция, так что означенный гражданин на выданные ему деньги мог купить разве что небольшое количество продуктов питания. Сентябрь 1919 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Акт, выданный Уездной Комиссией по Мобилизации Велосипедов г. Калязина некому Аркадию Николаевичу Пирогову, у которого был реквизирован принадлежащий ему велосипед, за который была выплачена компенсация в размере 2700 р. В то время в стране наблюдалась гиперинфляция, так что означенный гражданин на выданные ему деньги мог купить разве что небольшое количество продуктов питания. Сентябрь 1919 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный Владимирским городским Советом Народных Депутатов на сезон 1919 года. Номер крепился на оси переднего колеса. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный Владимирским городским Советом Народных Депутатов на сезон 1919 года. Номер крепился на оси переднего колеса. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

«Правильным» велосипедистам, полезным для молодого государства рабочих и крестьян, новая власть выдавала документы под названием «Охранное свидетельство», в которых было черным по белому написано: «такому-то дозволяется пользоваться велосипедом такой-то марки и сей велосипед ни конфискации, ни реквизиции не подлежит». Если в 1918-20 годах подобные документы печатались на машинке, а то и рукописно и заверялись советской печатью, то после 1921 года появились уже типографские бланки для подобных документов, а их выдача была стандартизирована и стала массовой. Тогда же наладилась выдача регистрационных номерных знаков и «Охранное свидетельство» уже не только фиксировало право собственности на веломашину, но и информировало о регистрации велосипеда, уплате налога и получении «номерка». Примечателен факт, что документ выдавался на конкретного человека и конкретную веломашину, так что владелец двух велосипедов вынужден был выправлять два комплекта номеров и документов и дважды платить налог.

Охранное свидетельство, выданное авто-отделом Мострамота (Транспортно-материального отдела московского совета народного хозяйства) на велосипед, который не подлежал конфискации и реквизиции. Документ выдан Московскому Кружку Конькобежцев и Велосипедистов-Любителей (МККиВ-Л) "на предъявителя" (т.е. без фамилии ездока); кроме того, не указана ни марка ("сборный"), ни номер рамы ("б/н") велосипеда. Просто документ - мечта, по которому можно кататься на любой веломашине! В советские времена подобные документы называли "вездеход". 1922 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Охранное свидетельство, выданное авто-отделом Мострамота (Транспортно-материального отдела московского совета народного хозяйства) на велосипед, который не подлежал конфискации и реквизиции. Документ выдан Московскому Кружку Конькобежцев и Велосипедистов-Любителей (МККиВ-Л) "на предъявителя" (т.е. без фамилии ездока); кроме того, не указана ни марка ("сборный"), ни номер рамы ("б/н") велосипеда. Просто документ - мечта, по которому можно кататься на любой веломашине! В советские времена подобные документы называли "вездеход". 1922 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Охранное свидетельство на велосипед, выданное Авто-Управлением Мостранса в 1922 году. Указан номерной регистрационный знак.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Охранное свидетельство на велосипед, выданное Авто-Управлением Мостранса в 1922 году. Указан номерной регистрационный знак. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В середине 1920-х с регистрационного документа исчезла устрашающая фраза про «конфискации и реквизиции», а называться он стал просто «Свидетельство на велосипед». Функция фиксации и защиты права собственности полностью сменилась на закрепление права езды по городу и уведомление об уплате ежегодного налога. Это объяснялось тем, что пора «чрезвычайщины» миновала и транспорт у частных лиц уже не мобилизовывали, (у кого он еще сохранился, хе-хе…).

Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный МосКомунХозом на сезон 1926 года. Москва. Номер крепился на задней вилке под седлом. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный МосКомунХозом на сезон 1926 года. Москва. Номер крепился на задней вилке под седлом. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В начале 1930-х название регистрационного документа стало еще более нейтральным – в разных городах оно именовалось «Регистрационное удостоверение на велосипед», «Справка велосипедиста» или же просто «Удостоверение». Документы разнились в разных городах, но суть была единой – в них указывались фамилия, имя и отчество владельца, марка велосипеда, номер рамы и регистрационный номер, выданный на данную веломашину. Также, как правило, писали дату выдачи и адрес прописки велосипедиста. Обычно документ и номер выдавались сроком на один год и они подлежали замене, но в некоторых местностях документ был оформлен в виде книжечки и служил несколько лет, а номера выдавались ежегодно и вписывались на соответствующие страницы удостоверения. Как правило, в таких книжечках печатались и городские правила дорожного движения для велосипедистов – так сказать, «чтобы все было под рукой». ;-)

Охранное свидетельство на велосипед, выданное Авто-Управлением Мостранса в 1924 году. Времена уже боле спокойные и о реквизиции или конфискации велотехники речи нет. Указан номерной регистрационный знак. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Охранное свидетельство на велосипед, выданное Авто-Управлением Мостранса в 1924 году. Времена уже боле спокойные и о реквизиции или конфискации велотехники речи нет. Указан номерной регистрационный знак. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный Транспортным Управлением Ленсовета на сезон 1928 года. Ленинград. Номер крепился на оси переднего колеса. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный Транспортным Управлением Ленсовета на сезон 1928 года. Ленинград. Номер крепился на оси переднего колеса. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Правила дорожного движения первоначально были заимствованы из дореволюционного времени, но постепенно видоизменялись и усовершенствовались в соответствии с требованиями текущего момента. В разных городах СССР ПДД для велосипедистов долгое время немного разнились. То есть основные пункты были едиными – правила проезда перекрестков, требование иметь звонок, номер и фонарь в темное время суток, необходимость подчиняться командам регулировщиков и постовых и прочее; но запреты езды по бульварам, тротуарам и некоторым улицам в разных местностях отличались, как и другие статьи. Различными также были тарифы штрафов, налагаемых за нарушение правил и взимаемыми постовыми милиционерами под квитанцию соответствующего образца.

Здесь можно прочитать статьи про регистрацию велосипедов в России и СССР, велосипедные номера разных городов и курьезные случаи, связанные с получением вело-номеров:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Квитанция, свидетельствующая об оплате налога и выдаче регистрационного номерного знака на велосипед. Этот документ заменил "Свидетельства" и "Удостоверения". Москва, 1928 год.  Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Квитанция, свидетельствующая об оплате налога и выдаче регистрационного номерного знака на велосипед. Этот документ заменил "Свидетельства" и "Удостоверения". Москва, 1928 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный в Ярославле на сезон 1931 года. Номер крепился на задней вилке под седлом. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный регистрационный номерной знак, выданный в Ярославле на сезон 1931 года. Номер крепился на задней вилке под седлом. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.