В фондах Веломузея Андрея Мятиева хранится обширнейшая коллекция материалов, касающихся регистрации и учета велосипедов в органах власти – номерных знаков и регистрационных документов, выдававшихся в различных городах Российской Империи и Советского Союза в разное время. Коллекция велосипедных номеров насчитывает более 300 единиц, а собрание документов – около 150. В этой публикации я расскажу о регистрации велосипедов в период Гражданской Войны и Военного Коммунизма, а также в относительно спокойные времена НЭПа (Новой Экономической Политики), то есть с 1918 до 1931 года.
Первую часть публикации, рассказывающую о регистрации велосипедов в Российской Империи можно прочитать здесь:
Молодая Советская Республика унаследовала от Российской Империи старую систему регистрации и учета велотехники, а также правила дорожного движения для велосипедистов. Напомню, что до Октябрьской Революции утверждением всех вышеозначенных норм и правил занимались местные Городские Думы, так что несмотря на то, что в общем и целом правила были примерно одинаковы по всем городам Единой и Неделимой, но имелись также свои особенности «на местах». В годы Мировой Войны была объявлена мобилизация частных транспортных средств, в ходе которой автомобили, мотоциклы и частично велосипеды экспроприировались для нужд армии. При этом, в некоторых случаях транспорт мог быть конфискован (то есть отчуждался у частника без оплаты), но в основном проводилась реквизиция (стало быть производилась оплата отчуждаемого имущества). Законы военного времени стали еще жестче в ходе Гражданской Войны – любой транспорт, включая велосипеды, регистрировался, при этом за уклонение от регистрации сулили «десять казней египетских» в форме штрафов, принудительных работ, лишения свободы, а то и смерти. И Белая и Красная власти остро нуждались в транспорте, а самым эффективным личным транспортным средством, не требующим дефицитного топлива или кормов и квалифицированного ухода, оставался велосипед.
В случае необходимости велотехника, как правило, конфисковывалась, а об оплате не могло быть и речи – владелец был рад, если удавалось остаться живым и не попасть в тюрьму. По мере уменьшения накала гражданской борьбы наступили несколько более либеральные времена, однако, лишиться своего «железного коня» легко могли как представители эксплуататорских классов, так и классов-гегемонов, с чем «помочь» им с удовольствием могли любые советские органы власти. В отдельных местностях объявлялась мобилизация велосипедов для нужд Соввласти и владельцам зарегистрированных веломашин приходилось, скрипя зубами, самостоятельно сдавать их на сборные пункты. Те умники, которые ухитрились дальновидно не зарегистрировать свои велосипеды, разбирали их буквально на винты и прятали по частям в разных местах, трясясь от страха, что придут с обыском и найдут… И за сокрытие уж не то, что по головке не погладят, а могут и к стенке прислонить – по законам военного времени.
«Правильным» велосипедистам, полезным для молодого государства рабочих и крестьян, новая власть выдавала документы под названием «Охранное свидетельство», в которых было черным по белому написано: «такому-то дозволяется пользоваться велосипедом такой-то марки и сей велосипед ни конфискации, ни реквизиции не подлежит». Если в 1918-20 годах подобные документы печатались на машинке, а то и рукописно и заверялись советской печатью, то после 1921 года появились уже типографские бланки для подобных документов, а их выдача была стандартизирована и стала массовой. Тогда же наладилась выдача регистрационных номерных знаков и «Охранное свидетельство» уже не только фиксировало право собственности на веломашину, но и информировало о регистрации велосипеда, уплате налога и получении «номерка». Примечателен факт, что документ выдавался на конкретного человека и конкретную веломашину, так что владелец двух велосипедов вынужден был выправлять два комплекта номеров и документов и дважды платить налог.
В середине 1920-х с регистрационного документа исчезла устрашающая фраза про «конфискации и реквизиции», а называться он стал просто «Свидетельство на велосипед». Функция фиксации и защиты права собственности полностью сменилась на закрепление права езды по городу и уведомление об уплате ежегодного налога. Это объяснялось тем, что пора «чрезвычайщины» миновала и транспорт у частных лиц уже не мобилизовывали, (у кого он еще сохранился, хе-хе…).
В начале 1930-х название регистрационного документа стало еще более нейтральным – в разных городах оно именовалось «Регистрационное удостоверение на велосипед», «Справка велосипедиста» или же просто «Удостоверение». Документы разнились в разных городах, но суть была единой – в них указывались фамилия, имя и отчество владельца, марка велосипеда, номер рамы и регистрационный номер, выданный на данную веломашину. Также, как правило, писали дату выдачи и адрес прописки велосипедиста. Обычно документ и номер выдавались сроком на один год и они подлежали замене, но в некоторых местностях документ был оформлен в виде книжечки и служил несколько лет, а номера выдавались ежегодно и вписывались на соответствующие страницы удостоверения. Как правило, в таких книжечках печатались и городские правила дорожного движения для велосипедистов – так сказать, «чтобы все было под рукой». ;-)
Правила дорожного движения первоначально были заимствованы из дореволюционного времени, но постепенно видоизменялись и усовершенствовались в соответствии с требованиями текущего момента. В разных городах СССР ПДД для велосипедистов долгое время немного разнились. То есть основные пункты были едиными – правила проезда перекрестков, требование иметь звонок, номер и фонарь в темное время суток, необходимость подчиняться командам регулировщиков и постовых и прочее; но запреты езды по бульварам, тротуарам и некоторым улицам в разных местностях отличались, как и другие статьи. Различными также были тарифы штрафов, налагаемых за нарушение правил и взимаемыми постовыми милиционерами под квитанцию соответствующего образца.
Здесь можно прочитать статьи про регистрацию велосипедов в России и СССР, велосипедные номера разных городов и курьезные случаи, связанные с получением вело-номеров: