Найти тему
18,1K подписчиков

C чего начинается Родина: тест-драйв Захара Ивановича (ЗиС-5)

1,1K прочитали

— С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, — вспоминает слова известной советской песни Иван Зенкевич, обращаясь к подписчикам своего YouTube-канала, на котором недавно вышел обзор легендарного грузовика ЗиС-5. — Родина начинается с памяти. Сегодня я вам её немного освежу, ведь за калейдоскопом иномарок и наших марок мы забываем многое.

ЗиС-5. Кто-то скажет: машина как машина, обычный грузовик, коих бесчисленное множество. И будет абсолютно прав. Но для нашей страны этот грузовик — немного больше, чем просто грузовик.

Не будем углубляться в историю. Она стандартна для большинства отечественных автомобилей. ЗиС стал дальнейшим развитием грузовика АМО-3, который являлся переосмысленной копией американского грузовика AutoCar-SA.

Завод имени Сталина начал собирать АМО из импортных комплектующих, но отказ от зарубежного и внесение обновлений привело к появлению ЗиС-5. Машины грузоподъемностью 3 тонны, в отличие от прародителя — тот мог тащить только 2,5.

Я сейчас открою страшную тайну — у нас машина 1956 года, одна из последних. На самом деле это Урал-ЗиС, но еще не 355. Мы с Дмитрием с канала «Ретротех» спорим: я утверждаю, что это переходная модель, а он говорит, что, скорее всего, её собрали из того, что было под рукой, условно говоря, когда ремонтировали.

И опять углубимся в историю — для понимания. Первые ЗиСы сошли с конвейера в 1933 году в Москве и выпускались до 1948 года. Во время ВОВ конструкцию упростили, а производство наладили в других городах. В Ульяновске УльЗиС — с 1942 по 1944. В Миасе УралЗиС — с 1944 по 1955. А вот в 1956 на Урале начали переходить на 355 модель. Внешне такую же, но с изменениями.

Рама есть основа основ для грузовика, это как позвоночник для человека, ибо на ней крепятся все «органы» машины. Она часто ломалась, ибо водители верили в чудо матерных слов и грузили не 3 тонны, а 5. Матерные слова продолжали литься, а рама сыпалась и ломалась.

Перелом рамы — это нормальное явление тех лет. Если говорить про подвеску, то она висит на рессорах. Задний мост установлен на двух пакетах. Основной состоит из 10 листов рессор, а сверху установлены 7-листовые подрессорники. Амортизаторов сзади нет — естественно, и не было.

Хоть и грузовик, но рама изящная. В рессоре, в пачке, 11 листов. Крепление резьбовое на шарнирных пальцах, и их надо постоянно смазывать — везде маслёночки. Задняя часть рессоры на серьге.

Поворотный механизм — шкворня как есть: смазывай вовремя и горя не ведай. Хороши шланги привода гидравлических тормозов: они тут и спереди, и сзади. Не механические, как на ранних машинах.

А вот кардан тут интересный. Там нет крестовин, он с шарниром Garden Spicer. Это как обычная крестовина, но такая вся гламурная, в середине не крест, а круг, и накрыто всё кожухом.

Главное отличие ЗиС-5 от 355 (и подтверждение моей теории о переходности) — это двигатель. Эта чугуняка намертво прикручена к раме, и все вибрации передаются в ваши зубные коронки. По сути, это всё тот же мотор Hercules из Америки, установленный на АМО. Только объём немного увеличен. 6-цилиндровый, 4-тактный, работающий кабрированием лёгкого топлива по циклу Отто. Объём 5550 см³, максимальный крутящий момент 279 нм при 1200 об/м, максимальная мощность 75 л.с. при 2400 об/м. Система охлаждения открытого типа, без герметичных пробок радиатора, термостатов и жалюзи. Закипел — и так увидишь: есть бензонасос. А бак на улице, а не под сиденьем, потому что это УралЗиС. Фильтр масляный войлочный. Кстати, для ремонта ЗиС нужны ключи всего лишь 10 размеров, где самый ходовой — 17.

Электрооборудование тут самое примитивное. Из осветительных приборов фары — и всё, сзади волчий глазок габарита. Бортовое напряжение 6 вольт, но самое необычное по сегодняшним дням — это плюс на массу.

— А сейчас — в деревенский туалет. Не я так его окрестил, а водители! Сначала заглянем под сиденья. В настоящем ЗиС-5 бак находился под сиденьем. Сейчас здесь находится некий инструментальный ящик. Кривой стартер, и всё сделано из дерева. И дерево, между прочим, тоже настоящее, как в вагонах-теплушках.

Кабина — деревянный каркас, обшитый металлом, а иногда и не обшитый металлом. Крылья — это прямо красивые крылья. Крыша накрыта дерматином и крашена черной краской. Щели с палец. Веранда на даче! Зато места много, это вам не узкая полуторка. По приборам: спидометр, бегунок, амперметр, вода, манометр. Ручник, рукоятка КПП — всё!

Такую машину каждый день на дорогах вы не увидите, разве что по большим праздникам. Передаточное число первой скорости — 6,59. Тихий коротыш. Оно хорошо только в грязи или при полной загрузке.

— А может, она начинается с весенней запевки скворца, и с этой дороги просёлочной, которой не видно конца… двойной выжим… да где ж ты третья? Слишком близко находится к первой, а я тут размахался кочергой!

— Вот это радиус разворота! Огромный, просто эпически огромный... Ну и сам руль очень тяжело крутится. Обычный поворот, а я не вписался. Ладно, спишем на неумение. А помимо всего прочего, у этого автомобиля ещё потрясающие люфты.

— А как тут всё гудит! И движок, и выхлопная система, и трансмиссия напевают неведомые мелодии. И задувает осенний бриз через щели — хорошо хоть листья не закидывает. Трясёт кабину безбожно из-за намертво притороченного мотора к раме. Но вот небольшие неровности преодолеваются весело, незагруженный зад подпрыгивает, гремя всем.

— Тормоза тормозят, и это хорошо. Самая тугая педаль здесь — сцепление. А еще у автомобиля совершенно нет наката. Отпускаешь педаль акселератора, и автомобиль уверенно замедляется. Но не конечно.

— Движок настолько тяговит, что когда прогреется, тянет даже без газа. Отпускаешь педаль — вот и машина едет. А еще когда он прогретый, ему всё равно, чем питаться, хоть керосином — главное, чтобы горело!

Автомобиль получился удачным и практичным. Расход был в пределах нормы — 25-30 на сотню. Максимальная скорость под горку 60 км/ч. Про ремонтопригодность уже говорили. Средний пробег до капремонта составлял 70 тысяч километров, но иногда у заботливых шоферов и до 100 тысяч доходило. А в то время это было очень-очень много, если в среднем за сутки обычный Захар Иванович накатывал не более 40 километров. Я про обычные времена, а не времена ВоВ и социалистических строек.

ЗиС стал первым отечественным автомобилем, который отправлялся на экспорт. И очень успешно, прошу заметить! Главное отличие от обычных автомобилей — блестящая облицовка радиатора и бамперы от полуторки, никелированные. Понт дороже денег.

Страны были серьёзные — Болгария, Испания, Румыния, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Монголия. Сколько всего было выпущено машин — точно неизвестно, цифры разнятся, так как производство автомобилей было разбросано по СССР. Сколько осталось в живых? Ещё немало, чтобы полюбоваться — и это радует.

— А может, она начинается со стука вагонных колёс, и с клятвы, которую с юности ты ей в своём сердце пронёс. С чего начинается Родина? Ещё раз спасибо Дмитрию, владельцу машины!