Таких контейнеровозов в Северном морском пароходстве было два – «Механик Желтовский» и «Капитан Сахаров». Мы их как-то «до кучи» причисляли к большой серии сухогрузов-лесовозов-пакетовозов, построенных в Выборге немалым числом. Головным судном здесь был, если не изменяет память – «Пионер Москвы». А дальше пошло – «Пионер Литвы», «Пионер Архангельска», «Пионер Эстонии», «Пионер Онеги», ну и так далее. Поэтому такие теплоходы не только в Архангельске, но и по всем пароходствам страны просторечно именовали «пионерами».
Так вот, «Механик Желтовский» и «Капитан Сахаров», построенные там же – в Выборге, из всех своих «родственников», были, как говорится, «чистыми контейнеровозами» - у них отсутствовали, как у всех остальных судов серии, мощные грузовые стойки-мачты со стрелами на 50 и 20 тонн, по которым их штурмана уже издали различали из множества других судов и звали «рогатыми».
У «Капитана Сахарова» на палубе норвежскими судостроителями в своё время смонтировали мощное гидравлическое перегрузочное устройство контейнеров, а у «Механика Желтовского» его, кстати, не было изначально. Оба судна держали контейнерные линии – «Желтовский» летом бегал обычно из Архангельска на Дудинку и обратно, а во всё другое время, как помнится, работал из Архангельска на порты Бельгии. «Капитан Сахаров» в большинстве ходил «по заграницам», лишь изредка появляясь в той же Дудинке.
Довелось побывать на том, и на другом контейнеровозе. Из Архангельска на Дудинку в тот год я ушёл в рейс на «Желтовском». Следом в Дудинку прибежал и «Сахаров». Мне же после посещения Диксона предстояло лететь обратно уже через Москву. Чтобы не обременять себя тяжёлым багажом (кино и фотоаппаратурой), передал их старпому и капитану «Сахарова», направлявшимся в Архангельск.
Прилетел с Таймыра в Архангельск, подождал прихода «Сахарова» и - извольте получить свой багаж в целости и сохранности, товарищ корреспондент! Довольный спустился с борта на рейдовый катер, и когда тот делал по Двине вираж, сфотографировал «Капитана Сахарова». Разве ж я знал тогда, что этот снимок окажется последним в истории теплохода, стоящего в его родном порту. Контейнеровоз вскоре ушёл в далёкие южные моря и затем мне пришлось не без оторопи читать телеграмму – 5 июля 1993 года в Персидском заливе по неустановленной причине на судне возник пожар, «Капитан Сахаров» затонул. В Северном морском пароходстве, в те благодатные времена, подобные чрезвычайные происшествия случались крайне редко. Поэтому Архангельск, как помниться, ещё долго и встревожено «гудел». Что же произошло?
По первым сообщениям, пришедшим в Северное морское пароходство 5 июля 1993 года на борту «Капитана Сахарова» произошёл взрыв. Он прогремел и стал причиной пожара в палубных контейнерах. Уже впоследствии мельком проскочила информация, что теплоход в том рейсе перевозил некие «легковоспламеняющиеся вещества». Поначалу команда судна пыталась бороться с огнём своими силами. Затем к «Сахарову» подошли два иранских буксира-спасателя и одновременно к нему же направились ближайшие к месту происшествия наши суда: черноморский спасатель «Ягуар», одесский теплоход «Молодогвардейск» и архангельский лесовоз «Пётр Стрелков». Именно на борт «Стрелкова» и перешли моряки бедствующего судна. Не обошлось без жертв – взрыв забрал жизни двоих – газоэлектросварщика и помощника механика. Судно затонуло.
Помнится, писали об этом ЧП много, но всё почему-то обходилось без подробностей – отчего мог «взорваться» контейнер? Что за «легковоспламеняющиеся вещества перевозили в нём? Случайно ли вблизи злосчастного контейнера оказались именно помощник механика и… газоэлектросващик? Теплоход сгорел в огне или затонул в результате потери остойчивости от избытка принятой воды? Известно, что представители пароходства выезжали на место происшествия, знакомились с документами, но ответов от них на вышеуказанные вопросы в прессе не озвучили. А напрасно, поскольку недосказанность, как обычно, рождает слухи. В городе шептались и о неосторожном обращении с огнём самих моряков контейнеровоза, и о взрывном устройстве, якобы «подкинутом» арабскими террористами, и о чрезмерно усердной работе пожарных, заливавших судно водой.
Поднимать затонувшего «Капитана Сахарова» не стали – говорили, что солёные воды жаркого Персидского залива обладают поразительной способностью стремительно «разъедать» металл.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.