Нет, заголовок не кликбейт, не обман и не какая-то шутка, как вы могли подумать! Речь пойдёт действительно о вине, которое занимало первые строчки в чартах продаж бутилированных вин в течение более чем 10 лет. В неофициальных винных чартах мира. И о вине, о котором сегодня никто не знает, за исключением, быть может, только выпускников школ сомелье, да и то только тех, которые прилежно посещали лекции по виноделию в странах Нового Света.
Оно действительно было чрезвычайно популярным и самым продаваемым бутилированным вином в мире. Но было это очень давно, почти 60 лет тому назад, в 1964 году. Это было самое известное вино в Южной Африке, вино, которое изменило всю жизнь всей южноафриканской винодельческой отрасли на многие десятилетия вперёд. Называлось оно - Lieberstein. Что-то вам говорит? Нет, конечно же нет. А было так...
Началось все с доктора Уильяма Уиншоу (William Winshaw), американца, который после англо-бурской войны, в которой ему довелось поучаствовать, остался в Кейптауне и избрал виноделие в качестве способа заработка. Он импортировал виноград Конкорд из Соединенных Штатов и в 1909 году, имея уже очень приличный капитал около 2500 долларов, открыл завод по производству виноградного сока в Стелленбосе, где производил также и вино. Однако, Первая мировая война и последовавшая за ней рецессия подорвали его бизнес и после банкротства он в 1921 году ненадолго возвращается в Штаты. Но атмосфера Америки уже не устраивала его так, как африканская, и в 1924 году, в возрасте 53 лет, он снова уезжает в Кейптаун и снова начинает заниматься тем, что умел - производством вина. Вместе с сыновьями, Биллом и Джеком, присоединившимися к семейному делу, он расширил предприятие и в 1935 году сделал компанию SFW (Stellenbosch Farmers' Winery Limited) публичной.
В 1959 году компания SFW, одна из немногих сохранившихся в Южной Африке к этому времени на фоне поглощения малых винодельческих хозяйств кооперативом KVW, выпустила на рынок очень простое белое полусладкое вино с чрезвычайно доступной ценой, около 1 доллара за галлон (~3.8 литра). Сделано оно было из традиционного для ЮАР и не слишком яркого сорта Шенен Блан, который и по сегодняшний день является основным сортом Южной Африки, в смеси с распространенным тогда, но почти забытым и ушедшим с промышленных виноградников сегодня, сортом Клерет, который знаменит своей урожайностью. Послевоенный период, с его сложностями международной торговли и проблемами морских перевозок, заставили южноафриканских виноградарей производить довольно много бренди, которое не требовало быстрых продаж и больших объемов для транспортировки, поэтому на виноградниках царили как раз эти, очень плодовитые, но не очень выразительные с точки зрения виноделия сорта, равно как и Юни Блан, Коломбар и Крушен блан.
Выход на рынок сопровождался активной рекламной компанией, которая делала акцент не на тонкости или сложности, не на богатстве вина, а на его доступности, легкости, сладости, на возможности брать его на пикник для романтического времяпрепровождения, на некоторой, если угодно "народности". И это было очень четкое попадание - вино начали пить самые широкие слои народных масс, как сказал бы кто-нибудь из наших недавних вождей. Из радиоприемников на потребителей лился джингл "Lieberstein в любое время", вино выпускалось в бутылках объемом до галлона, видимо "чтобы два раза не бегать". В итоге в первый же год было продано более 3 миллионов галлонов белого полусладкого, а в 1964 году был побит абсолютный мировой рекорд по продажам бутилированного вина - рынок усвоил 31 миллион литров. Спрос на виноград был столь велик, что к восьмидесятым годам Шенен Блан занимал почти 40% виноградников страны, сырья не хватало даже на производство бренди, которое также было чрезвычайно популярным для Южной Африки.
Дэвид Хьюз вспоминает, что рыночная ситуация заставила переоборудовать сравнительно небольшую винодельню, которая до этого использовала "дедовские" методы переработки винограда, на самое современное оборудование. Это было сравнимо с прорывом в космос, "мы мгновенно перешли от использования оборудования которое использовалось нашими дедами и прадедами в течение 300 лет к механизированной высокотехнологичной промышленности". Если в 1959 году на производстве не было ни ёмкостей для перевозки вина, ни высокоскоростных бутилировочных машин, ни современного холодильного оборудования, то уже в 1964 году винодельня напоминала выставку винодельческого хай-тека. Под потребности винодельни фактически зародилось производство нержавеющей стали в Южной Африке - поскольку в Lieberstein был остаточный сахар, то за гигиеной вина нужно было очень чётко следить и выпускать его в стерильном виде, иначе в бутылках могло возобновиться брожение. Так что университет Стелленбоса очень активно изучал и совершенствовал технологии стабилизации вин.
К огромному несчастью бренду не суждена была долгая жизнь, потому что уже через десяток лет против Южной Африки были приняты жесткие международные санкции в части борьбы с режимом апартеида (устройство общественной жизни направленного на разделение белого и чёрного населения и жесткого угнетения последних). Страна была почти полностью отлучена от доступа к новым технологиям, к внешним рынкам, к международной торговли и, постепенно, бренд угас, а виноград снова стал использоваться для производства бренди. Вспыхнув свечкой бренд Lieberstein ушел в небытие, уступив место современным винным брендам, таким как Barefoot, Jacobs creek, Carlo Rossi и Yellow tail.