Воздушные суда семейства Ил-76 в шутку называют самым добрым самолетом или просто «улыбчивым». Это из-за его специфической кабины, нижнее остекление которой необычной формы. Изготовлением стекол для кабины транспортных самолетов занимаются сотрудники филиала ПАО «Ил» – Авиастар.
Кабина самолета семейства Ил-76 имеет двухъярусную компоновку: в верхней части находится кабина пилотов, а в нижней – место штурмана. Учитывая габариты воздушного судна, для него требуется особое остекление – стеклоблоки. Каждый из них состоит из наружного и внутреннего стекла, заключенных в резиновой раме.
Стеклоблоки изготавливаются в специальном цехе, где на одном из участков под руководством старшего мастера Андрея Ефремова пять высококвалифицированных работников выполняют сложную, но очень важную задачу – изготовление изделий из оргстекла для остекления самолета.
– Авиастроение – это та область деятельности, где используются особо прочные материалы, которые должны выдерживать большие нагрузки, – отмечает Андрей Ефремов. – Для остекления самолетов используется авиационное органическое стекло, имеющее особые технические характеристики. Оно отличается от других видов и имеет свои особенности, так как воздушная техника подвергается вибрациям, ударам и значительным перепадам температур от – 60 до +200 градусов и более.
Видов органического стекла множество. Они отличаются между собой разными свойствами и методами изготовления, а еще толщиной.
– Мы используем в производстве специальный материал, особенные молекулярные связи которого делают изделие в несколько раз прочнее обычного стекла, но при этом имеет уменьшенный вес, – продолжает Андрей Николаевич. – Этот факт является важным преимуществом, где каждый грамм отвечает за маневренность и общий вес самолета. Немаловажным фактором для нашего изделия является то, что оно не запотевает и не дает солнечным лучам, попадающим в кабину или салон самолета, нагревать пространство. Это позволяет не затрачивать дополнительную энергию на охлаждение воздуха, и в салоне сохраняется комфортная температура.
За счет специальных технологий обработки, которые используют в своей работе специалисты участка, их изделия становятся устойчивыми к разрывам и растрескиванию.
– Изготовление стеклоблока начинается с процедуры вырезания заготовки из плоского стекла, – рассказывает о тонкостях работы слесарь-сборщик Адиб Хайбуллов. – Далее заготовка закрепляется в оснастку и в печке нагревается до размягчения. Затем мы его прессуем для приобретения нужной форму. После остывания заготовку отправляем на отжиг, затем на механическую обработку к оператору станков с программным управлением и полировку с помощью специальной пасты. Только после прохождения всех необходимых процедур, ведется сборка стеклоблока.
Необходимо отметить особую значимость производства и использования авиационных стекол. Они рассматриваются наряду с металлическими изделиями как силовые материалы в конструкциях на внешнем контуре самолета. Стекла должны удовлетворять требованиям высокой прочности в широком диапазоне эксплуатационных температур, надежности и основному функциональному требованию – высокому светопропусканию без оптических искажений. Этими особенностями и руководствуются специалисты филиала ПАО «Ил» – Авиастар при выполнении своей важной работы по изготовлению остекления для самолетов семейства Ил-76.