При написании данной статьи использованы материалы Глеба Осокина из его ЖЖ, за что ему большое спасибо.
К приему широкофюзеляжного воздушного лайнера Ил-86 новосибирский аэропорт Толмачево был готов ещё с 1982 года, когда началось регулярное воздушное сообщение рейсом 181/182 по маршруту Москва (Внуково) — Новосибирск (Толмачево). Рейс выполняли внуковские авиаторы. Более подробно об этих рейсах можно прочитать здесь.
Вопрос об эксплуатации Ил-86 в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации встал во второй половине восьмидесятых годов в связи с огромным спросом на авиаперевозки на Транссибирском направлении. К этому моменту самолеты типа Ил-86 уже эксплуатировались во Внуково, Шереметьево, Пулково, Ташкенте, Алма-Ате, Свердловске, Ереване.
В качестве вариантов рассматривалась эксплуатация Ил-62М и Ил-86. В конечном итоге выбор остановили на Ил-86, как на более вместительный и современный лайнер. А расположение аэропорта Толмачево позволяло эксплуатировать его на самых загруженных трассах — В Москву, Ленинград, Сочи, Симферополь, Киев, Ташкент, Хабаровск без промежуточных посадок.
Забегая вперед, скажу, что планы по внедрению Ил-86 в те годы были и у других подразделений Аэрофлота, но развал Советского Союза, разрыв экономических связей и падение спроса на авиаперевозки поставило крест на этих планах или заставило передвинуть их во времени. Поэтому, так получилось, что толмачевцы начали эксплуатировать Ил-86 последними в СССР.
Решение о начале эксплуатации Ил-86 в Новосибирске было принято в середине 1988 года, а в ноябре 1988 года первая группа новосибирских летчиков прошла проверку в Высшей квалификационной комиссии Министерства гражданской авиации СССР и приступила к переучиванию на новый для себя тип воздушного судна в Ульяновском Центре ГА СЭВ. Первыми новосибирскими пилотами Ил-86 стали Сергей Микрюков, Николай Лямичев, Леонид Турцев, Юрий Мостовой Владимир Мичкаев, Лев Никонов, Юрий Лебединский, Андрей Чистосердов, Петр Крупненко, Олег Панкратов.
В начале 1989 новосибирские пилоты, прошедшие курс теоретического обучения, приступили к выполнению самостоятельных полетов в составе экипажей Внуковского, Ташкентского и Ленинградского авиапредприятий.
На учебу в Ульяновск отправились также штурманы и бортинженеры. В Москву и Алма-Ату уехали первые группы инженеров и техников авиационно-технической базы Толмачевского ОАО. В учебно-тренировочный центр Казахского управления гражданской авиации была направлена и первая группа бортпроводников.
И, наконец, 31 августа 1989 года в новосибирском аэропорту Толмачево приземлился первый базовый Ил-86 СССР-86105. В середине сентября на нем был выполнен технический рейс по маршруту Новосибирск — Москва.
21 сентября 1989 года рейсом 181/182 в Москву началась пассажирская эксплуатация лайнера в ЗСУ ГА. Командиром корабля в этом рейсе был Николай Лямичев, вторым пилотом – Юрий Лебединский, штурманом – Николай Арефьев, бортинженером – Станислав Токарев.
В сентябре 1989 года ТОАО получило второй базовый Ил-86, СССР-86102. 102-я машина была единственной, которая поступила в Новосибирск из другого отряда, из Алма-Атинского. Все остальные «баклажаны» толмачевцы получали новыми с завода в Воронеже.
С 1 января 1990 новосибирские авиаторы начали выполнять регулярные пассажирские рейсы на Транссибирской магистрали по маршруту Москва (Домодедово) — Новосибирск — Хабаровск. Рейс №27/28. К этому времени на направлении Новосибирск - Москва работали уже два рейса на Ил-86: 171/172 и 181/182.
В 1990 году произошла реорганизация подразделений гражданской авиации. Западно-Сибирское управление гражданской авиации стало называться Концерн «Сибирские Авиалинии» или коротко «Сибавиа».
1 апреля 1990 года Ил-86 вышел на линию Новосибирск — Минеральные Воды, рейс 3305/3306. Сначала один раз в неделю, по вторникам. А летом, теперь уже рейс 3303/3304 — три раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам.
В 1990 году были получены четыре Ил-86: СССР-86107, СССР-86108, СССР-86109, СССР-86112. В 1991 году получен один самолет - СССР-86120.
В декабре 1990 года в Толмачевском ОАО был создан отдельный летный отряд самолетов Ил-86. Его первым командиром стал Юрий Лебединский.
2 января 1991 Ил-86 полетел рейсом 3297/3298 из Толмачево в Ташкент.
5 января 1991 года новосибирские авиаторы стали выполнять рейс 255/256 по маршруту Домодедово — Нижневартовск. Самолет под этот рейс подавался в Домодедово из Новосибирска рейсом 172 по схеме: 172=>255=>256=>171.
15 июня 1991 года Ил-86 вышел на рейс 3323/3324 Толмачево — Симферополь, заменив на этом направлении Ту-154.
17 июня 1991 концерн «Сибавиа» начинает выполнять регулярные пассажирские рейсы 3313/3314 по маршруту Толмачево — Сочи.
В 1991 году на самолетах Ил-86 в ТОАО было перевезено около 620 тысяч пассажиров.
Осенью 1991 года итоги двухлетней эксплуатации Ил-86 в "Толмачево" подводила комиссия МГА СССР. По ее результатам Толмачевский авиаотряд был признан единственным эксплуатантом Ил-86, в котором за период освоения самолета не произошло ни одного инцидента по вине летного состава.
Справочные данные:
Список Ил-86, работавших в Толмачевском ОАО с 1989 по 1991 гг:
86102, 86105, 86107, 86108, 86109, 86112, 86120.
Хронология открытия рейсов Толмачевского ОАО на Ил-86 из Новосибирска:
Направление/годы работы
Минеральные Воды 1990 -
Москва (Домодедово)1989 -
Симферополь 1991
Сочи 1991
Ташкент 1991
Фрунзе 1990-
Хронология открытия рейсов ТОАО на Ил-86 из Москвы (Домодедово):
Направление/годы работы
Нижневартовск 1991
Хабаровск через Новосибирск 1990 -
Предыдущие статьи цикла:
Эксплуатация Ил-86 в Ленинграде
Спасибо за внимание.
#il-86 #aeroflot #cccp #ил-86 #толмачево #аэрофлотссср