Не сделаю открытия если сообщу, что грузовики КрАЗ продавались не только на территории СССР но и вовсю поставлялись за рубеж. По крайней мере, в соцстрах их было немало. Естественно, что идеальными эти машины не были - недаром же появилась фраза «КрАЗ-людоед». Поэтому вполне логично, что по ту сторону границы данные автомобили стремились модернизировать.
Сегодня я расскажу про один из таких вариантов. Причем речь идет не о какой-то там инициативе местных «кулибиных», и даже не о творчестве АТП. Заняться улучшением КрАЗов решил признанный на тот момент изготовитель грузовых «проходимцев», чешский завод TATRA.
Своё внимание чешские автомобилестроители сконцентрировали на самосвале КрАЗ-265Б. Вернее не на всей машине целиком, а на ее двигателе. Был решено, что в «кразовский» моторный отсек вместо привычной ярославской «восьмерки» ЯМЗ-238, с жидкостным охлаждением, прекрасно встанет 10-цилиндровый «воздушник» T 2-929 мощностью 256 л.с. производства TATRA.
Тем более что особых сложностей с переделкой не предвиделось потому, как максимальные обороты у этих моторов были примерно одинаковые - 2225 об/мин у ЯМЗ и 2200 обо/мин у TATRA. А значит, коробку передач можно было не трогать.
В итоге процесс «вживления» нового кразовского «сердца» в подкапотное пространство прошел вполне успешно. Для соединения T 2-929 с исходной коробкой передач было использовано сцепление LIAZ. Кроме того были установлены новые воздушные фильтры, а так же переделаны ГУР, тормозная система и выхлопная труба.
Все испытания самосвала КрАЗ с новым мотором проводились в Чехословакии в испытательном цехе TATRA и в карьере.
Было выяснено, что общий вес автомобиля с чешским двигателем уменьшился на 120 кг, а уровень шума в кабине понизился на 3 дБа. Максимальная скорость с «воздушником» T 2-929 стала меньше на 5 км/ч, зато динамика наоборот улучшилась. Кроме того, самосвал стал дымить на 20% меньше.
В ходе реальной работы в карьере КрАЗ с чешским мотором показал, что может работать на одном уровне с самосвалами Tatra 148. При этом водители отмечали, что количество необходимых переключений передач снизилось на 30%, а на некоторых участках даже на 50%.
К сожалению, чем именно закончилась данная идея, и стали ли чехи массово применять свои «воздушники» на КрАЗах, не известно…
О том, как двигатель TATRA установили на Урал-375Д рассказано здесь