Отечественные автопроизводители попросили продлить временные правила сертификации и их, самое главное, услышали. Упрощенные авто будут выпускать до лета, но по-прежнему без подушек безопасности и ABS.
Закон Гамперсона: больше хочешь – меньше получишь
Не готов отечественный автопром вернуться к столь суровым требованиям сертификации, что были раньше. Слишком сурово! Поэтому пошли они челом бить. Но и тут не повезло нашим – они ведь просили министерство продлить упрощенку до середины 2024 года, но Минпромторг согласился только до лета текущего года. Закон есть закон, чем сильнее чего-то хочешь, тем меньше шансов это получить.
Проще некуда
Эта упрощенка была принята в недалеком 2022 году весной и действовала она ровно до февраля нынешнего года. Благодаря этому техрегламенту в обращение выпускались следующие авто:
- без ABS;
- без подушек безопасности;
- без Глонасса;
- без ESP;
- без Евро-0.
И прочая, прочая, прочая…
«Голые» авто
Это все было очевидно, поскольку наши автозаводы практически голые. Ну, нет у них нужного количества поставщиков качественных запчастей, ну нету.
Начнешь перечислять, чего не хватает – рук не хватит. И речь не только о подушках безопасности. Везде сплошные дырки, возьми хоть блок управления, хоть мультимедийные системы или элементы топливной системы… Перечислять можно долго.
Немного статистики
Взять хоть АвтоВАЗ. Если отойти немного от темы и окунуться в статистику, то и тут мы можем наблюдать довольно печальную картину. По данным Росгосстраха большая часть страховых случаев в 2022 году приходилась именно на автомобили Lada. За ними числится около 19% от общего количества страховых случаев. Это статистика по договорам ОСАГО. По КАСКО Lada чуть уступила Toyota и вышла на почетное второе место.
Естественно, что самым распространенным страховым случаем является ДТП, на которое приходится около 55% обращений. Следом идет наезд на препятствие, из-за чего повреждаются машины. И замыкает эту тройку повреждение авто неизвестным ТС.
Ну, теперь понятно – откуда ветер дует.
Сколько еще это будет продолжаться
Вызывает много вопросов – почему именно до середины следующего года. По факту, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону – скорее всего, – в худшую. Все это импортозаместить одним махом просто немыслимо. Даже за полтора года, как просили АвтоВАЗ, КамАЗ и Соллерс. А продлили им на столь короткий срок, чтоб жизнь медом не казалась.
Есть, конечно, у них несколько вариантов:
- как-то самим выкручиваться и замещать импортные детали (худо-бедно) на какие-то свои. Понятно, что качество и какие-то эксплуатационные характеристики будут утеряны, как это было, когда пошел откат от Евро-5 к Евро-0;
- заместить один импорт другим. Естественно, китайским;
- лицензионная сборка критических компонентов;
- то же, только с частичной локализацией производства;
- или полностью свое производство самых нужных запчастей.
Пока не дойдет хотя бы до третьего шага, упрощенку так и будут продлевать. И подавать под разными соусами. Ну, на пару лет хватит.
Опять же вопрос: с 2014 года после первых санкций пошло активное импортозамещение. И где оно за 9 лет, хотя санкции все это время никто не снимал и все радовались непонятным мнимым успехам в нем. А теперь просят продлить еще на год – да что поменяется-то?
Может лучше ролики начать выпускать вместо машин? Для здоровья полезнее будет. Ах да, у нас же проблема с подшипниками, и колеса опять-таки круглые. Нет, не получится.