Пожалуй, Yamaha YZF-R1 можно с полным правом отнести к классу культовых спортбайков. С момента своего появления данный мотоцикл демонстрировал одни из лучших характеристик по динамике, управляемости и массе, что подтверждалось множеством побед на гоночных треках.
Соответственно, и знакомство с данным мотоциклом предполагает определенные нюансы – от него подсознательно ожидаешь выдающихся характеристик во всем. Впрочем, забегая вперед, стоит отметить, что "эрка" полностью подтверждает ожидания.
Собственно говоря, данная модель и создавалась исключительно для гонок, и в ней все подчинено именно гоночной логике. Конечно, в первую очередь заслуживает внимания дизайн спортбайка, который по прошествии многих лет с начала выпуска по-прежнему выглядит космически экспрессивным. По сути, здесь все подчинено аэродинамике, и каждый элемент вносит свою лепту в обеспечение оптимальных технических характеристик.
Силовой агрегат спортбайка развивает мощности в 200 л.с, что вкупе со 200 килограммами массы обещает поистине ураганную динамику. По сути, на один килограмм массы мотоцикла приходится одна лошадиная сила – оптимальный баланс тяговооруженности, которого создатели стремились сознательно достигнуть. Однако отличный мотор – далеко не все, что позволило японским инженерам создать столь успешный гоночный байк. Само собой, под стильными пластиковыми обтекателями кроется огромное множество технических находок.
В частности, система впуска мотоцикла имеет изменяемую геометрию, равно как и выпускная система. Подобный подход позволяет обеспечить максимальную отдачу крутящего момента во всем диапазоне оборотов – начиная от малых и заканчивая максимальными. Заслуживает внимания и конструкция подвески, которая может полностью настраиваться в зависимости от конкретной трассы. Эффективности торможения помогают и шестипоршневые суппорты, которые обеспечивают высокую "отзывчивость" и позволяют филигранно точно дозировать интенсивность замедления. При этом инженеры сознательно не стали увеличивать размер тормозных дисков ради уменьшения неподрессоренных масс мотоцикла.
Старт с места вызывает восторг даже у подготовленного мотоциклиста, знакомого со спортбайками не понаслышке. Связано это с феноменальной тягой двигателя даже на низких оборотах, что в целом не характерно для гоночных моделей. Первая передача может "крутиться" до 170 километров в час, благодаря чему при разгоне удается экономить доли секунды на переключения. Конечно, она несколько "длинновата", однако в реальности это приводит к серьезному выигрышу благодаря существенному запасу тяги мотора на низких оборотах. Управляемость мотоцикла также заслуживает внимания. Инженеры разместили седло спортбайка максимально высоко – гораздо выше, нежели на других гоночных моделях.
По этой причине любое отклонение тела пилота приводит к изменению траектории супербайка. Подобное поведении может напугать неопытного пилота, но Yamaha YZF-R1 рассчитана на профессионалов. Для опытного гонщика "эрка" представляет собой высокоточный инструмент для прохождения поворотов и выполняет эту свою функцию на все сто процентов. При этом тормозная система демонстрирует отличную эффективность, линейно оттормаживая спортбайк с любой скорости. В особенности данное поведение удобно при прохождении "закрытых" поворотов и "шпилек" после достаточно длинных прямых, с которых необходимо точно затормозить до безопасной для входа в вираж скорости.
Следует отметить, что мотоцикл изначально "затачивался" на максимально быстрое и безопасное прохождение поворотов. Жесткая алюминиевая рама обеспечивает потрясающую управляемость и отзывчивость на любое перемещение руля байка. Поначалу подобная отзывчивость вкупе с непередаваемой динамикой пугает, однако, ощутив данный мотоцикл, приходит осознание его поистине безграничных трековых возможностей.
Следует отметить, что роль пространственной алюминиевой рамы в управляемости Yamaha YZF-R1 крайне велика. Это связано с теми нагрузками, которые действуют на байк при прохождении поворотов. Дело в том, что на определенном этапе любая, даже самая жесткая и отработанная подвеска перестает "работать" и вся ответственность за обеспечение управляемости вкупе с соответствующими нагрузками ложиться именно на раму мотоцикла. Алюминий в данном случае представляет собой идеальный материал, отличающийся малой массой, высокой степенью жесткости и энергопоглощения. Однако, несмотря на это, он дарит невероятные ощущения, получить которые удается буквально на считанных единицах спортбайков.
Интересным техническим аспектом в Yamaha YZF-R1 является сцепление проскальзываемого типа. Данный фактор отлично сказывается при переключениях передач. Создатели целенаправленно пошли на использование подобного ухищрения, поскольку невероятная степень компрессии мотора вкупе с волной крутящего момента и мощностью при иной конфигурации приводило бы к резким рывкам при переключениях. На Yamaha YZF-R1 переключения происходят очень плавно и практически мгновенно, позволяя сэкономить несколько миллисекунд на каждой операции. По сути, здесь все подчинено максимальной борьбе за время, выигрыш в котором так ощутим в профессиональных гонках. При этом инженеры специально не стали использовать гидравлический принцип, оставив для сцепления старый добрый тросик. Это позволяет добиться максимальной информативности привода при том, что само сцепление достаточно легкое.
Подвеска мотоцикла предельно жесткая и на сиденье передается "информация" о любых изъянах трека. Каждый камень или трещина ощущается на руле и "пятой точке" пилота, что, впрочем, вполне естественно. Все же эксплуатировать Yamaha YZF-R1 на дорогах общего пользования сродни охоте на воробья с использованием баллистической ракеты. Стихия этого супербайка – гоночная трасса, где комфорт и удобство посадки не играют никакой роли. Главное – секунды, время круга и фантастическая управляемость. Собственно говоря, формальное наличие заднего сиденья вызывает ироничную улыбку – созданное для омологации мотоцикла на дорогах общего пользования, оно не несет никакой полезной нагрузки. Пассажиру, который гипотетически может оказаться сзади, можно искренне посочувствовать.
Знакомясь с таким мотоциклом, как Yamaha YZF-R1, понимаешь, что представляет собой профессиональная гоночная техника. Она бесконечно далека от привычных категорий в виде комфорта, утилитарности и прочего. Однако данные характеристики ей попросту не нужны, ведь для того, чтобы стать легендой гоночных треков, нужно совершенно иное – скорость, разгон, управляемость, в общем, все то, чего у этого супербайка в избытке.