Найти тему
Hélène Fourment

Расчистка тыльной стороны иконы (2)

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Переходим к практической части работ.

Приведём сначала в порядок тыльную сторону иконы. На этом этапе будут удалены стойкие поверхностные загрязнения: жирная копоть, грязь и пыль, которые накапливались многие десятилетия, стали плотными, на ощупь жирные, лощёные. Они лежат сплошным толстым слоем на поверхности древесины и скрывают её текстуру.

Оборот иконы в процессе расчистки. 1 - нерасчищенная поверхность. 2 - после расчистки.
Оборот иконы в процессе расчистки. 1 - нерасчищенная поверхность. 2 - после расчистки.
-2

Икона с обеих сторон покрыта такой плотной чернотой, что вспоминаются мифологические "Авгиевы конюшни". На лицевой стороне загрязнений ничуть не меньше, чем на тыльной. При том, что с лицевой стороны, как правило, за иконой стараются ухаживать, протирают живописную поверхность от пыли, чаще всухую, но бывает и чем покрепче. И первое, и второе делать крайне нежелательно, можно лёгким касанием обметать с неё пыль обычной пушистой метёлкой, которая имеет смешное название "пипидастр".

Ниже несколько фото, сделанных в процессе расчистки оборота иконы.

Это один из основных, незаменимых инструментов реставратора.
Это один из основных, незаменимых инструментов реставратора.

Инструмент столь же гениален, сколь и прост. Называется незатейливо -"ватный тампон на черенке", под таким названием он фигурирует во всех реставрационных документах, от "методики проведения реставрационных работ" до реставрационного паспорта. Знаю, что у впервые услышавших его, это название вызывает смех. Но этот кусочек ваты, накрученный на остро заточенный черенок от старой кисточки действительно незаменим. Появился он, думается мне, одновременно с появлением реставрации как таковой, и за две сотни лет вряд ли сильно изменился. Ну, разве что, вместо ваты раньше могли использовать ветошь или корпию.

Рабочий участок в процессе расчистки. Видно, как из-под слоя жирной копоти проступает натуральный цвет древесины и её текстура.
Рабочий участок в процессе расчистки. Видно, как из-под слоя жирной копоти проступает натуральный цвет древесины и её текстура.

Расчистка проводится мягкими касаниями, в том числе и "впрокатку", чтобы не повредить текстуру древесины.

К новому рабочему участку переходим после того, как полностью расчищен предыдущий.
К новому рабочему участку переходим после того, как полностью расчищен предыдущий.

Расчистка ведётся небольшими участками, они называются "рабочими". Размер рабочего участка каждый раз подбирается индивидуально, в данном случае оптимальным оказался участок 5 х 5 см, или приблизительно площадь спичечного коробка.

Справа, перпендикулярно краю иконы из-под слоя копоти открылась трещина, заполненная грунтом. Сделано это было во время предыдущей реставрации.
Справа, перпендикулярно краю иконы из-под слоя копоти открылась трещина, заполненная грунтом. Сделано это было во время предыдущей реставрации.

Уже в процессе расчистки оборота видим, что икона побывала в реставрации. Открылась старая трещина, заполненная реставрационным грунтом.

Завершающий этап расчистки оборота
Завершающий этап расчистки оборота

После завершения расчистки тыльной стороны и торцов иконы, для предохранения древесины от влаги и пыли покрываем поверхность доски тонким слоем пчелиного воска и полируем поверхность до появления лоска.

Тыльная сторона иконы после удаления стойких поверхностных загрязнений и покрытия воском.
Тыльная сторона иконы после удаления стойких поверхностных загрязнений и покрытия воском.

Не всегда работа начинается с оборотной стороны. Если икона в аварийном состоянии, есть угроза осыпей красочного слоя и грунта, переворачивать икону "лицом" вниз нельзя. В нашем случае - можно, угрозы осыпей нет, вздутия от основы прочно держатся, а касаться рабочей поверхности стола им не давал двойной ковчег*. В каждом случае, для каждой иконы всё индивидуально.

*Ковче́г (от старо-славянского «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от полей к ковчегу — лузгой.

-9

Реставрация иконы Неизвестной Святой:

Часть 1 Часть 2 (мы здесь)

Часть 3 - Часть 4 - Часть 5

Часть 6 - Часть 7 - Часть 8

Часть 9 - Часть 10 - Часть 11

Часть 12 - Часть 13 - Часть 14

Часть 15 - Часть 16 - Часть 17

Часть 18 - Часть 19 - Часть 20

Часть 21

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.