Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Продолжаем не спеша реставрировать...
Работа с тыльной стороной иконы завершена, вся остальная работа будет проводиться со стороны красочного слоя. Давайте внимательно его рассмотрим...
Очевидно, что наихудшую сохранность имеет верхний правый угол. Именно здесь возникли вздутия, красочный слой вместе с левкасом оторвался от основы, приподнялся и встал "домиком" (фото ниже, красный контур).
Такое происходит, когда доска иконы под воздействием повышенной температуры начинает терять влагу и даёт усадку. Древесина усохла и сжалась, уменьшившись в размере (площади). У красочного слоя и левкаса другие физические свойства, сжаться так же они не могут, деться им некуда и они начинают приподниматься, отрываясь от поверхности доски. Спустя время, приподнявшиеся "домики" начинают осыпаться, образуются утраты красочного слоя и грунта.
Очевидно, что в этом месте доска иконы пострадала от очень близко расположенного горящего пламени лампады. Именно тогда была проведена предыдущая реставрация, во время которой места утрат были заполнены реставрационным грунтом (фото ниже, жёлтый контур).
После предыдущей реставрации икону поместили на прежнее место, очевидно, что лампада оставалась всё так же близко и продолжала причинять вред иконе. Образовывались всё новые вздутия и утраты, реставрационные мастиковки тоже начинали осыпаться. В углубления утрат забивалась копоть и пыль (фото ниже).
Листайте галерею:
На первом этапе расчистки с поверхности иконы удаляются стойкие поверхностные загрязнения. На иконах они всегда плотнее и темнее, чем на картинах. Причина в том, что часто владельцы икон, чтобы придать краскам яркость и блеск практикуют протирку поверхности живописи маслицем, чаще подсолнечным. Это масло невысыхающее, и пыль продолжает налипать с удвоенной силой. Также на поверхность ложится копоть от горящего пламени лампады и свечей и этот слой ещё больше скрывает детали сюжета и авторский колорит.
Проводя расчистку, удаляя всё чужеродное, постороннее с поверхности красочного слоя, мы возвращаем иконе первоначальный вид, соответствующий авторскому замыслу.
Продолжение работы по расчистке лицевой стороны иконы в следующем материале.
Часть 4 (мы здесь)
Часть 11 - Часть 12 - Часть 13
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.