Найти тему
Hélène Fourment

Реставрация иконы Неизвестной Святой (4)

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Продолжаем не спеша реставрировать...

Работа с тыльной стороной иконы завершена, вся остальная работа будет проводиться со стороны красочного слоя. Давайте внимательно его рассмотрим...

Очевидно, что наихудшую сохранность имеет верхний правый угол. Именно здесь возникли вздутия, красочный слой вместе с левкасом оторвался от основы, приподнялся и встал "домиком" (фото ниже, красный контур).

1, оранжевым цветом - стойкие поверхностные загрязнения и плотная реставрационная запись.        2, зеленым цветом - участок в процессе расчистки.
1, оранжевым цветом - стойкие поверхностные загрязнения и плотная реставрационная запись. 2, зеленым цветом - участок в процессе расчистки.
Красным цветом - вздутия "домики" в перспективе с угрозой осыпи; белым цветом - старая реставрационная мастиковка частично начала осыпаться; черным цветом - утраты на участках осыпей красочного слоя и грунта - давнишние, в глубине копоть и пыль.
Красным цветом - вздутия "домики" в перспективе с угрозой осыпи; белым цветом - старая реставрационная мастиковка частично начала осыпаться; черным цветом - утраты на участках осыпей красочного слоя и грунта - давнишние, в глубине копоть и пыль.

Такое происходит, когда доска иконы под воздействием повышенной температуры начинает терять влагу и даёт усадку. Древесина усохла и сжалась, уменьшившись в размере (площади). У красочного слоя и левкаса другие физические свойства, сжаться так же они не могут, деться им некуда и они начинают приподниматься, отрываясь от поверхности доски. Спустя время, приподнявшиеся "домики" начинают осыпаться, образуются утраты красочного слоя и грунта.

Осыпи грунта с красочным слоем на участках вздутий.
Осыпи грунта с красочным слоем на участках вздутий.

Очевидно, что в этом месте доска иконы пострадала от очень близко расположенного горящего пламени лампады. Именно тогда была проведена предыдущая реставрация, во время которой места утрат были заполнены реставрационным грунтом (фото ниже, жёлтый контур).

Этот старый реставрационный грунт частично просматривался из-под стойких поверхностных загрязнений и открывается полностью в процессе расчистки.
Этот старый реставрационный грунт частично просматривался из-под стойких поверхностных загрязнений и открывается полностью в процессе расчистки.

После предыдущей реставрации икону поместили на прежнее место, очевидно, что лампада оставалась всё так же близко и продолжала причинять вред иконе. Образовывались всё новые вздутия и утраты, реставрационные мастиковки тоже начинали осыпаться. В углубления утрат забивалась копоть и пыль (фото ниже).

Листайте галерею:

На первом этапе расчистки с поверхности иконы удаляются стойкие поверхностные загрязнения. На иконах они всегда плотнее и темнее, чем на картинах. Причина в том, что часто владельцы икон, чтобы придать краскам яркость и блеск практикуют протирку поверхности живописи маслицем, чаще подсолнечным. Это масло невысыхающее, и пыль продолжает налипать с удвоенной силой. Также на поверхность ложится копоть от горящего пламени лампады и свечей и этот слой ещё больше скрывает детали сюжета и авторский колорит.

Проводя расчистку, удаляя всё чужеродное, постороннее с поверхности красочного слоя, мы возвращаем иконе первоначальный вид, соответствующий авторскому замыслу.

Продолжение работы по расчистке лицевой стороны иконы в следующем материале.

Часть 1 - Часть 2 - Часть 3

Часть 4 (мы здесь)

Часть 5 - Часть 6 - Часть 7

Часть 8 - Часть 9 - Часть 10

Часть 11 - Часть 12 - Часть 13

Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19

Часть 20 Часть 21

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.