Найти тему
Hélène Fourment

Реставрация Иконы Неизвестной Святой (10)

Уважаемые читатели и друзья, всех приветствую!

Наконец-то можно перейти к следующему этапу технической реставрации. В целом, все манипуляции, которые были и будут сейчас проводиться с иконой, являются консервацией: стабилизацией иконы в её нынешнем состоянии. Приостанавливаются процессы разрушения иконы, которым она подвергалась, пребывая в неблагоприятных условиях.

Основа иконы - доска - несёт на себе многочисленные механические повреждения.

Утраты основы. Их мы видим в основном по периметру доски. Пострадали углы и грани, они стёрты, местами сбиты.

Правый нижний угол иконы. Утраты основы, возникшие в местах крепления басменного оклада гвоздями.
Правый нижний угол иконы. Утраты основы, возникшие в местах крепления басменного оклада гвоздями.

Хуже всего дело обстоит с нижним левым углом - он утрачен больше остальных, от рубчика ничего не осталось.

Сбит угол, утрачен рубчик
Сбит угол, утрачен рубчик

Тот же угол, вид слева

-3

Ещё фото в натуральную величину

Отверстия от гвоздей (красным цветом, 1) в процессе усушки и усадки волокон древесины становятся больше, от них появляются и расширяются трещины (оранжевым цветом, 2). В трещины проникает влага и нарушает сцепление грунта и красочного слоя с основой. Отсюда и появление утрат грунта и красочного слоя вдоль трещин.
Отверстия от гвоздей (красным цветом, 1) в процессе усушки и усадки волокон древесины становятся больше, от них появляются и расширяются трещины (оранжевым цветом, 2). В трещины проникает влага и нарушает сцепление грунта и красочного слоя с основой. Отсюда и появление утрат грунта и красочного слоя вдоль трещин.

Это особенно заметно на верхнем и нижнем торцах иконы. Срезы доски там поперечные, волокна древесины открыты и при неблагоприятных условиях активно набирают влагу. А вот боковые, продольные срезы иконы стабильнее и благополучнее.

Утраты доски восполняем составом из древесной пыли и очёсов растительных волокон, предварительно очистив их и пропитав клеем.

Наполнитель из двух компонентов
Наполнитель из двух компонентов

Работа проводится поэтапно, слоями, с промежуточной просушкой каждого слоя.

Рабочий участок, место утраты основы заполнено древесно-волокнистой смесью. При высыхании смесь даёт заметную усадку.
Рабочий участок, место утраты основы заполнено древесно-волокнистой смесью. При высыхании смесь даёт заметную усадку.

Сам процесс технически не сложный, но времязатратный, каждый слой смеси оставляем на просушку на сутки.

Набираем смесью волокон недостающую форму угла. Потом слой за слоем наращиваем высоту рубчика.
Набираем смесью волокон недостающую форму угла. Потом слой за слоем наращиваем высоту рубчика.

Шпатель и скальпель - наиболее подходящие инструменты для этого процесса.

Рабочая масса, волокна пропитанные клеем.
Рабочая масса, волокна пропитанные клеем.
Восстановленный рубчик по краю иконы
Восстановленный рубчик по краю иконы
Восполненные места утрат основы (доски).
Восполненные места утрат основы (доски).
Восстановление многочисленных утрат основы по периметру иконы.
Восстановление многочисленных утрат основы по периметру иконы.

Поверхность вставок неровная, шероховатая, что даст хорошее сцепление с последующим слоем выравнивающего реставрационного грунта.

После полного высыхания вставок можно будет перейти к следующему этапу консервации.

Реставрация иконы Неизвестной Святой:

Часть 1

Часть 2 Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Часть 7

Часть 8 Часть 9 Часть 10 (мы здесь)

Часть 11 Часть 12 Часть 13

Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19

Часть 20 Часть 21

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц