Найти тему
Hélène Fourment

Реставрация иконы Неизвестной Святой, укрепление красочного слоя и грунта (12)

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Очень часто реставрация картин и икон начинается именно с этого процесса, с укрепления красочного слоя и грунта. Фото ниже приведены для примера:

Картина местами может выглядеть вот так.
Картина местами может выглядеть вот так.
Или вот так.
Или вот так.

На иконе так же могут быть аварийные участки, где левкас и красочный слой еле держатся, осыпаются, полностью отошли от основы.

На этой иконе нет очень важного слоя - паволоки, который обеспечивает хорошую связь грунта с основой. С течением времени связь левкаса с основой ослабла: часть фрагментов осыпалась. Слева - аварийный участок, на котором полностью утрачена связь левкаса с поверхностью доски.
На этой иконе нет очень важного слоя - паволоки, который обеспечивает хорошую связь грунта с основой. С течением времени связь левкаса с основой ослабла: часть фрагментов осыпалась. Слева - аварийный участок, на котором полностью утрачена связь левкаса с поверхностью доски.

Работать с таким произведением нельзя, невозможно его переворачивать, класть вниз лицевой стороной, иногда даже невозможно завернуть и транспортировать.

Первоочередное укрепление называют местным, либо оно может называться аварийным укреплением.

У нас на иконе, даже при наличии "домиков" - угрозы осыпи не было, потому данный этап сдвинулся.

В процессе укрепления восстанавливаем связь красочного слоя и грунта с основой там, где она нарушена или ослаблена. Запускаем клей во все трещинки, кракелюры, приклеиваем все отстающие частицы, чешуйки, вздутия. В нашем случае необходимо подвести клей под приподнявшиеся "домики" и потом уложить их в плоскости красочного слоя.

Про клей. С давних времён в реставрации в нашей стране используется осетровый клей (карлук). В словаре Брокгауза и Ефрона об осетровом клее говорится так: "Рыбий клей, известный на заграничных рынках под именем isinglass, Hausenblase — составляет предмет обширной международной торговли. Русский Р. клей ценимый выше других сортов, добывается из плавательного пузыря осетровых рыб: белуги, осетра, шипа и севрюги.

Сухой осетровый клей
Сухой осетровый клей

Вынутый из рыбы плавательный пузырь отмывается от крови и разрезается ножницами, так что из овального пузыря получается сердцевидная пластина, которая и растягивается на лубке наружной поверхностью пузыря к лубку, а внутренней наружу. Эта последняя собственно и составляет чистый клей, наружная же, из соединительной ткани, оболочка пузыря отделяется и выбрасывается. Просушенные на лубке "клеины" имеют, при тщательном приготовлении и чистоте, полупрозрачный с перламутровым отливом вид; клей не имеет ни запаха, ни вкуса, растворяется в теплой воде почти без остатка. Употребляется для склеивания дорогих вещиц."

Приготовленный осетровый клей
Приготовленный осетровый клей

Готовить осетровый клей нужно начинать за сутки. При приготовлении он строго взвешивается и так же точно отмеряется необходимое количество воды. Приготовленный 10% осетровый клей хранится недолго и только в холодильнике. Для лучшей сохранности в него добавляется антисептик. Для работы клей разводится водой до нужной концентрации, необходимый процент клея каждый раз точно высчитывается.

Икона Неизвестной Святой, укрепление красочного слоя и грунта, часть 2.

Реставрация иконы Неизвестной Святой:

Часть 1

Часть 2 Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Часть 7

Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13

Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19

Часть 20 Часть 21

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.