Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!
Продолжаем не спеша реставрировать... В предыдущих двух статьях я рассказывала вам про процесс укрепления и он всё ещё не завершён.
После укрепления красочного слоя и грунта папиросную бумагу нужно аккуратно удалить. Ниже фото для примера, процесс показан на картине, но смысл тот же.
Следующий этап, подведение реставрационного грунта, проводится с целью выровнять поверхность красочного слоя. Глубокие трещины и утраты мы заполняли на предыдущем этапе: специальным составом и в несколько слоёв с промежуточными просушками, чтобы избежать большой усадки и растрескивания материала. Теперь наша задача заполнить все оставшиеся мелкие утраты, неровности и царапины, добившись идеальной поверхности произведения.
Готовим грунт для работы в небольшом количестве, на следующий рабочий день не оставляем. Его состав - осетровый клей и мел. По своей сути это шпаклёвка, по свойствам она же: его нельзя наносить толстым слоем, он даст усадку и растрескается при высыхании.
В классическом рецепте грунт белого цвета, в качестве наполнителя в нём только мел. Но в нашей ситуации, при поставленной в данном конкретном случае задаче, грунт белого цвета будет только мешать. Я сделала грунт бежевого цвета среднего тона, теплого оттенка.
Процесс в разгаре, грунт везде ложится по разному, где-то его слой чуть толще, где-то - совсем на просвет. Тонкий слой грунта высыхает быстрее, при высыхании он светлеет, оттого на иконе он выглядит пёстро и везде разного оттенка.
Для подведения грунта обычно использую мастихин, в живописи им перемешивают краску на палитре, очищают палитру после работы, но и в реставрации этот инструмент нашел применение.
Икона (да и картина) на данном этапе выглядит сильно замазанной, неряшливо и неаккуратно. На самом деле это не так. Процесс кропотливый и небыстрый, иногда занимает несколько дней, требует пристального внимания и постоянного контроля в боковом свете.
Выше - фото в прямом свете.
Ниже - в боковом свете.
Именно при боковом освещении мы видим рельеф и заметными становятся все неровности на поверхности. Грунт подводится во все заметные углубления, даже в "выкрошки".
Прежде чем перейти к следующему этапу, даём грунту полностью просохнуть.
Реставрация иконы Неизвестной Святой:
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.