Найти тему
Hélène Fourment

Подведение грунта на иконе Неизвестной Святой (14)

Уважаемые читатели и друзья, приветствую вас!

Продолжаем не спеша реставрировать... В предыдущих двух статьях я рассказывала вам про процесс укрепления и он всё ещё не завершён.

После укрепления красочного слоя и грунта папиросную бумагу нужно аккуратно удалить. Ниже фото для примера, процесс показан на картине, но смысл тот же.

Используем греческую губку (лежит справа) и теплую воду. Папиросная бумага слегка увлажняется на небольшом участке, удаляется сразу же и с поверхности картины удаляются остатки осетрового клея.
Используем греческую губку (лежит справа) и теплую воду. Папиросная бумага слегка увлажняется на небольшом участке, удаляется сразу же и с поверхности картины удаляются остатки осетрового клея.

Следующий этап, подведение реставрационного грунта, проводится с целью выровнять поверхность красочного слоя. Глубокие трещины и утраты мы заполняли на предыдущем этапе: специальным составом и в несколько слоёв с промежуточными просушками, чтобы избежать большой усадки и растрескивания материала. Теперь наша задача заполнить все оставшиеся мелкие утраты, неровности и царапины, добившись идеальной поверхности произведения.

Готовим грунт для работы в небольшом количестве, на следующий рабочий день не оставляем. Его состав - осетровый клей и мел. По своей сути это шпаклёвка, по свойствам она же: его нельзя наносить толстым слоем, он даст усадку и растрескается при высыхании.

В классическом рецепте грунт белого цвета, в качестве наполнителя в нём только мел. Но в нашей ситуации, при поставленной в данном конкретном случае задаче, грунт белого цвета будет только мешать. Я сделала грунт бежевого цвета среднего тона, теплого оттенка.

Фото в процессе подведения реставрационного грунта.
Фото в процессе подведения реставрационного грунта.

Процесс в разгаре, грунт везде ложится по разному, где-то его слой чуть толще, где-то - совсем на просвет. Тонкий слой грунта высыхает быстрее, при высыхании он светлеет, оттого на иконе он выглядит пёстро и везде разного оттенка.

Реставрационный грунт свежий, оранжевым цветом - грунт ещё сырой; жёлтым - грунт начал подсыхать, поэтому светлеет. Потом, под реставрационным лаком, грунт будет выглядеть значительно темнее.
Реставрационный грунт свежий, оранжевым цветом - грунт ещё сырой; жёлтым - грунт начал подсыхать, поэтому светлеет. Потом, под реставрационным лаком, грунт будет выглядеть значительно темнее.

Для подведения грунта обычно использую мастихин, в живописи им перемешивают краску на палитре, очищают палитру после работы, но и в реставрации этот инструмент нашел применение.

Мастихины разных размеров и форм.
Мастихины разных размеров и форм.

Икона (да и картина) на данном этапе выглядит сильно замазанной, неряшливо и неаккуратно. На самом деле это не так. Процесс кропотливый и небыстрый, иногда занимает несколько дней, требует пристального внимания и постоянного контроля в боковом свете.

-5

Выше - фото в прямом свете.

Ниже - в боковом свете.

Икона Неизвестной Святой при боковом освещении.
Икона Неизвестной Святой при боковом освещении.

Именно при боковом освещении мы видим рельеф и заметными становятся все неровности на поверхности. Грунт подводится во все заметные углубления, даже в "выкрошки".

Прежде чем перейти к следующему этапу, даём грунту полностью просохнуть.

Реставрация иконы Неизвестной Святой:

Часть 1

Часть 2 Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Часть 7

Часть 8 Часть 9 Часть 10

Часть 11 Часть 12 Часть 13

Часть 14 Часть 15 Часть 16

Часть 17 Часть 18 Часть 19

Часть 20 Часть 21

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.

-7