Найти тему
Психолог Марина Володина

Эмоциональная компетентность. Совместимы ли любовь и злость?

Алина считает себя плохой матерью.

«Я часто злюсь на своего ребёнка. Значит, я недостаточно люблю его? Когда Даниил был маленьким, я постоянно за него боялась, но никогда не злилась. Но потом он стал взрослеть, проявлять самостоятельность, а я стала злиться на него всё чаще. Идём гулять, а он не хочет надевать куртку и шапочку. Я злюсь и переживаю, что он заболеет. Он плохо ест, а я злюсь. Не хочет целовать бабушку на прощание, я опять злюсь. Неужели я не люблю своего ребёнка? Можно ли любить и злиться?»

Этот вопрос мучает многих, но ответ однозначен: любовь и злость вполне совместимы. Мы можем любить человека, но злиться на его поведение, слова или поступки. Любовь — сложное многокомпонентное чувство, а злость — это эмоция, часть системы страха. Злость вызвана нашими страхами. «Я злюсь, если ты не звонишь» означает «Я боюсь тебя потерять». «Я злюсь, когда ты получаешь плохие оценки» означает «Я боюсь разочароваться в тебе и в себе, как в родителе».

Злость выполняет ещё и сигнальную функцию. «Я люблю своего мужа, но злюсь, когда он делает комплименты моей подруге». Эта злость может сигнализировать о проблемах во взаимопонимании, о низкой самооценке или неумении строить отношения. А если я не люблю, то и не злюсь: мне просто безразлично.

Злость часто вызвана непониманием чувств другого человека или неумением на них реагировать. Любовь же заключается в том, что ты признаёшь его право на разные (в том числе и негативные) эмоции. Как часто ребёнок слышит: «не бойся! Не злись! Не раздражайся! Не завидуй!». А куда же ему деть все эти эмоции, если они уже появились? Ответ прост: «Держи это в себе! Не смей мне показывать своё настроение!». И ребёнок учится скрывать свои чувства, загоняя их внутрь. А на вопросы: «Как дела? Как насроение? Как самочувствие?» теперь следует один ответ: «Нормально!»

Если Вас мучает вопрос, хороший ли вы родитель, посмотрите внимательно на своего ребёнка: проявляет ли он разные эмоции, может ли безопасно их выражать, способен ли он откровенно говорить о своём состоянии? Любить ребёнка — значит позволять ему быть живым и естественным, полноценно проживать свои чувства, осознавать ценность себя и своего состояния.

Алина боится своей злости по отношению к сыну, но хочет понять, откуда она берётся. В процессе работы с психологом она сказала, что всегда любила сказку про Золушку, но очень злилась на её отца, который не мог защитить Золушку от мачехи. А вот на мачеху почему-то не злилась. Возможно, именно потому, что Золушка любила отца, а к мачехе была безразлична?

«Наверно, злость — индикатор нашей любви? Я очень люблю Даню, поэтому хочу видеть его идеальным ребёнком. Но он ведь просто ребёнок. Он не обязан быть идеальным. И я не обязана быть идеальной матерью, идеальной женой, идеальной дочерью. Выходит, когда я злюсь на Даню, я злюсь на себя, но также на своих родителей, которые поставили мне очень высокую планку, до которой я не дотягиваю. Мои родители любили меня, но никогда этого не показывали. У нас были ровные, прохладные отношения. Мама говорила, что сильные эмоции — это признак невоспитанности. Я научилась подавлять и скрывать свои чувства. Возможно, я злюсь на сына ещё и потому, что он их проявляет. И на себя за то, что разучилась это делать, за то, что боюсь быть честной с собой и окружающими. Я хочу научиться говорить о том, что чувствую. И хочу научить этому своего сына».
-2

В этом направлении мы и будем с ней работать.

У меня стали всплывать воспоминания из детства. Эти воспоминания подтверждали то, что родители запрещали мне иметь собственное мнение, свои желания, мне было запрещено чувствовать. Фактически, единственное, что мне было разрешено – быть маминым отражением. Я почувствовала, что злюсь. Появилась привычная мысль: «Когда я злюсь на родителей, я отказываюсь от них». И на смену ей новая: «Когда я злюсь, я отказываюсь не от родителей, а от слияния с ними». Вместо того, чтобы, отрицая злость, по привычке начать есть или без сил лежать на диване, я разрешила себе злиться, и при этом почувствовала необычный прилив энергии. Я сделала генеральную уборку в квартире, затем вышла на улицу. Мне хотелось двигаться, и я шла быстрым шагом. При этом я говорила себе те слова одобрения, которые так и не услышала от родителей. Моя злость перестала быть Колобком и превратилась в созидательную энергию, в интерес к жизни. А потом я почувствовала благодарность родителям за то, что я живу, могу наслаждаться жизнью. 


Невозможно, даже к самому близкому и дорогому человеку всегда испытывать любовь и только любовь. Это означает, что все остальные чувства вытесняются, а потом проявляют себя самым неожиданным образом. 

Когда мы разрешаем себе злиться, мы получаем энергию, которую забирал страх. Злость помогает отстаивать свои границы, действовать, проявлять себя. Любой человек может злиться, потому что неизбежно возникают ситуации, когда нам что – то не нравится. Когда мы знаем, что любовь и злость совместимы, мы принимаем и себя и других целостными, со всеми достоинствами и недостатками. 

Я веду индивидуальный прием по различным вопросам по скайпу и очно в Москве. Подробнее на моем сайте: http://resursclub.com/consultancy​​​​​​​